Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная-мастерская"

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2024 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

НАПРАВЛЕНИЕ

общекультурное

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ « ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
КЛАСС

8,9

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

1

; всего за год

33/34

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Примерная программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» для 5,7, 8, 9
классов, разработанной Министерством культуры РФ, ФГБОУ ВО «Театральный институт
имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения
Вахтангова (Театральный институт имени Б.Щукина) при поддержке президентского
фонда культурных инициатив, М.; 20

с. Южаково
2024

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- выразительно читать и правильно интонировать;
- различать произведения по жанру;
- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической
речи;
- использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения и учебной задачи и правильность ее выполнения;
-приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах
работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
-анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью
педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я
ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); сформировать представления о театральных профессиях;
- освоить правила проведения рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния(грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение);
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
2

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого
текста
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с
педагогами сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе ит. д.);
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей.

3

2. Содержание программы внеурочной деятельности
«Театральная мастерская» 8, 9 класс
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения
на занятиях, формой одежды и
программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на
занятиях, во время посещения спектаклей,
поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить
себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава
коллектива.
2. АЗБУКА ТЕАТРА
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства.
Общее представление о видах и жанрах
театрального искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре. Театральный
этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача
удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия
спектаклей. «Театральная» викторина.
3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и
интерактивно. Знакомство со структурой театра и его
основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор,
звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему.
Сценический этюд «Представить профессию…»
4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА
Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или
просмотр телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение с использованием вопросов на сопереживание: «Были ли
моменты, где было особенно страшно, горько,
смешно, хотелось плакать, стыдно?». Написание эссе «Мои впечатления», «Что бы вы
добавили или поменяли в сценарии спектакля».
5. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Теоретическая часть. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа
с дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
1. определение целей и условий выполнения; ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. педагогический показ;
3. просмотр упражнения;
4. комплексный контроль и корректировка.
В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал - посмотрел – сделал
замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал правильный вариант – посмотрел)
можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения.
Практическая часть. На занятиях преобладают игровые технологии. Игры применяются в
соответствии с возрастными интересами
6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Знакомство с законами художественного чтения. Темп
речи. Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы.
Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Чтение вслух
литературного произведения и его разбор.
4

Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка логического анализа
текста на материале народных и литературных сказок. Восстановление хода сказки по одному
из эпизодов (игры в «Угадайку», узнавание сказки по рисунку, по фразе).
Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
7. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ
Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и
фантазии. Важно также развивать физическое
самочувствие, коллективную согласованность действий. Сценическое действие. Сценическая
задача и чувство. Разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером. Больше внимания
уделять творческой дисциплине. Лаконично объяснять задачи упражнения. Цель занятия –
закрепление результата и постановка новой цели, на следующем занятии –повторение и
закрепление. Обсуждение результатов упражнения
проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно стремиться к осознанности занятий, быть
заинтересованным в положительном результате.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического внимания.
Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные
миры. Этюды на тему, фантазии на тему картин. Упражнения на коллективные действия:
«Повтори позу», «Опаздывающее зеркало», «Фигуры» и т.д.
Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Создание и развитие
сказочной ситуации на основе реального действия («…я пошел в магазин и вдруг…»).
8. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в
предлагаемых обстоятельствах.
Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Значение игры в театральном искусстве.
Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств.
Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в
играх-инсценировках, играх-превращениях,
сюжетных играх. Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый
дом/город, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену предлагаемых
обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало холодно,
налетела вьюга и т.д.). Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление». Этюды по картинам художников.
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и
представление этюдов по сказкам.
9. РИТМОПЛАСТИКА
Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного
отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика.
Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и
ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.
Понятия:
■ точки зала (сцены);
■ круг, колонна, линия (шеренга);
■ темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов,
попытки создания образа, внутреннее созерцание
образа в движении под музыку).Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и
держать в тонусе. Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей.
Приседания, игра с мячом, бег, бег с произношением цифр, ритмические игры. Удар
теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка; бег по залу в сочетании с
активными выдохами на «пф»; счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел –
встал- сказал ДВА и т.д.).
5

Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация
на музыку разного характера
10. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, МИНИАТЮРАМИ,
МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение.
Определение главной темы рассказа и идеи автора.
Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей
театральной постановки. Читка по ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по
ролям, расстановка ударений в тексте.
Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения
текста и движения. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка
монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм. Репетиции отдельных картин в разных
составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор
музыки для музыкального оформления
постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция.
11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение
мероприятия. Обсуждение. Рефлексия. Подведение итогов. Анализ работы.

6

3. Тематическое планирование 8 класс
№

Тема урока

Дата
план

1
2
3

4
5

6
7
8
9
10

11

12
13
14
15

16
17
18
19
20
21

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Игра на знакомство. «Разрешите представиться».
История возникновения и создания театра. Виды и
жанры театрального искусства.
Театральный этикет. Тест «Какой я
зритель». Посвящение в «театральные
зрители»
Театральная» викторина
Театральное закулисье .
Виртуальная экскурсия в театр. Знакомство со
структурой театра и его основными профессиями
Сценический этюд «Представить профессию…»
Просмотр спектакля. Сказка
«Солдат и чёрт»
Обсуждение с использованием вопросов на
Сопереживание.
Написание эссе «Мои впечатления».
Сценическая речь. Культура и техника речи.
Дыхательная гимнастика. Упражнения
«Насос», «Самолёт»
Упражнения для частей речевого аппарата. Дыхательная
гимнастика. Упражнения «Ванькавстанька» ,«Проколотый мяч».
Упражнения для частей речевого аппарата. Работа с
Дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Работа на дикцией. Скороговорки
Работа над дикцией и речевым аппаратом.
Скороговорочно- тренировочные тексты.
Художественное чтение .
Знакомство с законами художественного
чтения. Темп речи. Интонация
Понятие текста и подтекста, произносимой
фразы.
Чтение вслух литературного произведения и его
Разбор.
Выразительное чтение прозы, громкость и
отчетливость речи.
Выразительное чтение стихотворения, громкость
и отчетливость речи.
Развитие навыка логического анализа текста на
материале народных и литературных сказок.
Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие
действия, кульминация, развязка.
7

1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
5
неделя
6
неделя
7
неделя
8
неделя
9
неделя
10
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя

факт

Примеча
ние

29

Развитие внимания, воображения. Упражнение на
внимание – «Пишущая машинка».
Развитие внимания, воображения. Упражнение на
внимание – «Пишущая машинка».
Творческая дисциплина. Упражнения на
коллективные действия: «Повтори позу»,
«Опаздывающее зеркало».
Творческая дисциплина. Упражнения на
коллективные действия: «Повтори позу»,
«Опаздывающее зеркало».
Творческая дисциплина. Упражнения на
коллективные действия: «Повтори позу»,
«Опаздывающее зеркало».
Сценическое действие. Сценическая задача и
чувство.
Сценическое действие. Сценическая задача и
чувство.
Индивидуальные и коллективные этюды.

30

Индивидуальные и коллективные этюды.

31

Индивидуальные и коллективные этюды.

32

Индивидуальные и коллективные этюды.

33/
34

Развитие фантазии. Создание и развитие сказочной
ситуации на основе реального действия («…я
пошел в магазин и вдруг…»).
Итого за год

22
23
24

25

26

27
28

8

22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33/34
недели
33/34 часа

3.
№

Тематическое планирование 9 класс
Тема урока

Дата
план

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2

7

Предлагаемые обстоятельства. Театральные
Игры. Игра в театральном искусстве. Играинсценировка. Этюды с воздушным шариком.
Предлагаемые обстоятельства. Театральные
Игры. Игра в театральном искусстве. Играинсценировка. Этюды с воздушным шариком.
Предлагаемые обстоятельства. Театральные
Игры. Игра в театральном искусстве. Играинсценировка. Этюды с воздушным шариком.
Обыгрывание бытовых ситуаций. Пантомима «Где
я был?»
Обыгрывание бытовых ситуаций. Пантомима «Где
я был?»
Значение игры в театральном искусстве.

8

Язык жестов, движений и чувств.

9

Ритмопластика. Сценическое движение. Мышечная
свобода. Гимнастика на снятие зажимов.
Ритмопластика. Сценическое движение. Мышечная
свобода. Гимнастика на снятие зажимов.
Ритмопластика. Сценическое движение. Мышечная
свобода. Гимнастика на снятие зажимов.
Жесты. Пластика. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы
и ограничения. Произношение текста в
движении.
Жесты. Пластика. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы
и ограничения. Произношение текста в
движении.
Жесты. Пластика. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы
и ограничения. Произношение текста в
движении.
Жесты. Пластика. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы
и ограничения. Произношение текста в
движении.
Правильно поставленный корпус – основа
всякого движения. Музыкальный образ

3

4

5
6

10
11
12

13

14

15

16

9

1
неделя
2
неделя
3
неделя
4
неделя
5
неделя
6
неделя
7
неделя
8
неделя
9
неделя
10
неделя
11
неделя
12
неделя

13
неделя

14
неделя

15
неделя

16
неделя

факт

Примеча
ние

средствами пластики и пантомимы.
17

18
19
20
21
22

23

24

25

26
27
28
29

30

31

32
33/
34

Правильно поставленный корпус – основа
всякого движения. Музыкальный образ
средствами пластики и пантомимы.
Актёрский практикум. Работа над
Постановкой. Распределение ролей.
Актёрский практикум. Работа над
Постановкой. Распределение ролей.
Выразительное чтение по ролям, расстановка
ударений в тексте.
Выразительное чтение по ролям, расстановка
ударений в тексте.
Упражнения на коллективную согласованность
действий, отработка логического соединения
текста и движения.
Упражнения на коллективную согласованность
действий, отработка логического соединения
текста и движения.
Упражнения на коллективную согласованность
действий, отработка логического соединения
текста и движения.
Упражнения на коллективную согласованность
действий, отработка логического соединения
текста и движения.
Отработка монологов. Пластический рисунок роли.
Темпо-ритм.
Отработка монологов. Пластический рисунок роли.
Темпо-ритм.
Отработка монологов. Пластический рисунок роли.
Темпо-ритм.
Создание элементов декораций, подбор реквизита
и элементов костюма. Подбор музыки для
музыкального оформления постановки.
Создание элементов декораций, подбор реквизита
и элементов костюма. Подбор музыки для
музыкального оформления постановки.
Создание элементов декораций, подбор реквизита
и элементов костюма. Подбор музыки для
музыкального оформления постановки.
Генеральная репетиция.
Итоговая аттестация.
Творческий отчёт. Показ инсценировок.
Итого за год

10

17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33/34
недели
33/34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».