ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная
деятельность
«Финансовая
грамотность»
отражает
современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные
связи с курсами обществознания, истории, географии, а также математики. Он
направлен
на
формирование
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей
учащихся 10-11 классов. Одним из основных видов деятельности,
способствующих
развитию
познавательного
интереса,
является
исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая грамотность» она
осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в
современном мире, на основе личного участия, обучающегося в определении
проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных
проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в
социуме, подведении итогов исследования.
Цели обучения:
приобретение опыта решения задач на управление личными финансами
учащимися 10—11 классов на основе практико-ориентированного
подхода с применением современных информационных и цифровых
технологий;
формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов для
принятия аргументированных решений на основе альтернатив в
цифровом мире.
Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих
задач:
раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;
познакомиться с практикой использования различных, в том числе
цифровых денег;
освоить механизм управления личными финансами;
изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в
современной экономике;
познакомиться с процессами кредитования и заимствования в
современной экономике;
рассмотреть возможности применения современных, в том числе
цифровых технологий в процессе финансового планирования;
определить возможности формирования современной личности как
условия поиска себя в динамично меняющимся мире;
исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
По своей структуре Программа является общеобразовательной,
предназначена для реализации на уровне среднего общего образования.
1
Реализация Программы рассчитана на два года обучения (10—11 классы) по 1
часу в неделю в течение каждого года:
10 класс-34 часа
11 класс-34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты
Банковская система. Порядок начисления простых и сложных процентов.
Порядок возмещения вкладов. Основные параметры депозита. Как сберечь
деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как
сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где
его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Вид кредита
– процентная ставка по кредиту. Ключевая характеристика выбора депозита и
кредита.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники
рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на
валютном рынке: риски и возможности.
Тема 3. Налоги: почему их надо платить.
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить.
Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков.
Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный
бюджет.
Тема 4. Личное финансовое планирование.
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как
не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные
ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный
бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита
индивидуальных финансовых проектов.
2
11 класс
Тема 5. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного
накопления»
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным
программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в
пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных
программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной
информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах;
формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на
рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации,
решение задач на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 6. «Собственный бизнес: как создать и не потерять»
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана;
самообразования для развития бизнеса, стартап, бухучет, уставной капитал,
доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг,
менеджмент.
Тема 7. «Риски в мире денег: как защититься от разорения»
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической
ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и
кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на
«хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным
с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах
компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной
информации из различных источников.
Тема 8. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных
сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на
страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного
страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере
страхования; чтение договоров страхования
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса
«Финансовая грамотность» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному
вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному
наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение
к символам России, своего края, становление ценностного отношения к своей
Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории появления
российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых
отношений, осознания материальных и нематериальных богатств России.
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, представлением об основах функционирования различных структур,
явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы),
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим
применением достижений науки, осознанием важности морально-этических
принципов в деятельности учёного; мотивация на достижение личных
финансовых целей и общих финансовых целей семьи
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач в области
финансов, осознанием важности финансового образования на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием
необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и
общественных потребностей;
4
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
экономических субъектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть
экономические закономерности в обществе;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, пониманием экономической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладением языком экономики и финансовой культуры как средством познания
мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять знания в области финансов в интересах своего
здоровья,
ведения
здорового
образа
жизни
(здоровое
питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права
на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение знаний для решения задач в области
сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений
принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность в
познавательной деятельности;
5
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей
изменения этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки экономических
объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать
определения
понятий,
устанавливать
существенный
признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
формулировать и преобразовывать суждения:
воспринимать,
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие,
условные;
выявлять закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
проводить самостоятельно несложные доказательства фактов для
принятия решения в сфере финансовой грамотности, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать
собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему,
самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
математического объекта, зависимостей объектов между собой;
6
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и
целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения
задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск
решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной
форме формулировать разногласия, свои возражения;
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования,
проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении учебных математических задач;
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию
совместной работы, распределять виды работ, договариваться,
обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких
людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и
координировать свои действия с другими членами команды, оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.
7
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать и корректировать
варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата
решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
понимание сути управления личными финансами, целей сбережений,
возможностей и ограничений использования заёмных средств;
понимание сути посреднических операций, которые осуществляют
коммерческие банки;
усвоения отличий между пассивными операциями банка с населением,
связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями,
связанными с размещением привлечённых средств.
отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников;
находить информацию о видах лицензий, которые выданы
коммерческому банку Центральным банком.
использовать
особенности
отдельных
финансово-кредитных
посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения
финансовых операций;
•анализировать информацию с сайтов коммерческих банков при
выборе коммерческого банка, банковскими продуктами которого хотелось
бы воспользоваться
понимание того, что драгоценные металлы являются одним из
альтернативных вариантов размещения личных сбережений;
понимание рисков и возможностей при инвестировании личных
сбережений в драгоценные металлы;
8
понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под
проценты;
осознание выгод и рисков, связанных с различными способами
кредитования
понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий
кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями.
идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа.
отличать
условия,
предлагаемые
коммерческими
банками,
потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями, при
предоставлении кредита или займа;
анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с
получением кредита.
понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с
финансовыми рисками в силу высокой неопределённости и нестабильности
ситуации на финансовых рынках;
понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на
случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов
инвестирования;
понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования.
оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования;
выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого
уровня риска и доходности;
соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций.
формулировать личные финансовые цели,
понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы;
расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами
составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты:
понимать особенности пенсионной системы в России, видах пенсий,
факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей
пенсии;
понимать основы функционирования и организации бизнеса, структуре
бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его
финансирования;
9
отличать виды финансовых мошенничеств и особенности их
функционирования,
понимать способы идентификации финансовых мошенничеств среди
предлагаемых финансовых продуктов;
понимать правила поведения при взаимодействии с различными финансовыми
институтами.
10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Банковская система: услуги и продукты
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего
18
Портал МОИФИНАНСЫ.РФ
2
Фондовый рынок: как его использовать
для роста доходов
5
3
Налоги: почему их надо платить
4
4
Личное финансовое планирование
5
5
Повторение, обобщение,
систематизация знаний
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Персональный навигатор по
финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn-p1ai)
34
11
11 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего
1
Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
8
2
Собственный бизнес: как создать и не
потерять
11
3
Риски в мире денег: как защититься от
разорения
6
4
Страхование: что и как надо страховать,
чтобы не попасть в беду
8
Анимированные презентации по
финансовой грамотности для
уроков в 5-7 классах - Портал
МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)
Портал МОИФИНАНСЫ.РФ
5
Повторение и обобщение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
Персональный навигатор по
финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn-p1ai)
34
12
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольны
е работы
Дата
изучени
я
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Понятие банковской системы
1
https://fincult.info/
2
Как сберечь деньги с помощью
депозитов. Коммерческий банк,
депозит, система страхования вкладов
1
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
3
1
4
Банки и золото: как сохранить
сбережения в драгоценных
металлах
Кредитная история, проценты
5
Ипотека, кредитная карта
1
Как купить квартиру
в ипотеку
(fincult.info)
6
Автокредитование, потребительское
кредитование
1
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
7
8
Понятие видов депозитов. Основные
параметры депозита
Ключевая характеристика выбора
депозита и кредита
Дата
проведени
я
1
1
1
13
10
Порядок начисления простых и сложных
процентов
Практическая работа «Порядок
начисления простых и сложных
процентов»
11
Порядок возмещения вкладов
9
1
1
1
Операции с драгоценными металлами.
12
1
13
Операции с банковскими картами
1
14
Виды кредитов, характеристики кредита
1
Параметры выбора необходимого вида
кредита
15
16
17
Кредит: зачем он нужен и где его
получить
Особенности функционирования банка
как финансовогопосредника
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
Инвестиции в золото
и другие
драгоценные металлы
(fincult.info)
1
Анимированный
видеоматериал
«Кредитные советы»
- Портал
МОИФИНАНСЫ.РФ
(xn-80apaohbc3aw9e.xn-p1ai)
1
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
1
14
18
Особенности функционирования банка
как финансовогопосредника
1
Что такое ценные бумаги и какими они
бывают
19
1
20
Граждане на рынке ценных бумаг
1
21
Зачем нужны паевые инвестиционные
фонды
1
Валюта, валютный курс, рынок FOREX
22
23
24
25
26
Финансовые риски и стратегии
инвестирования
Виды налогов, уплачиваемых
физическими лицами России
Налоговые вычеты, или как вернуть
налоги в семейный бюджет
Налоговые вычеты, или как вернуть
Курс видеолекций
«Фондовый рынок» Портал
МОИФИНАНСЫ.РФ
(xn-80apaohbc3aw9e.xn-p1ai)
1
Курс валют: что
такое плавающий
курс (fincult.info)
1
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
1
1
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
1
Налоговый вычет
15
налоги в семейный бюджет
27
Ответственность за неуплату налогов
(fincult.info)
1
Личные финансы
28
1
29
Использование – анализа для выбора
карьеры
1
30
Личные финансовые цели
1
Составление личного финансового плана
31
1
32
Личный бюджет.
1
33
Обобщение и повторение
1
34
Обобщение и повторение
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Курс видеолекций
«Управление
личными финансами»
- Портал
МОИФИНАНСЫ.РФ
(xn-80apaohbc3aw9e.xn-p1ai)
Личный финансовый
план: для чего нужен
и как составить
(fincult.info)
34
16
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
1
Что такое пенсия и кому она положена
2
Государственная пенсионная система.
Накопительная и страховая пенсия.
3
4
5
6
От чего зависит размер пенсии и как его
увеличить
От чего зависит размер пенсии и как его
увеличить
Как выбрать программу пенсионного
накопления
Как распорядиться своими пенсионными
накоплениями
Как выбрать негосударственный
пенсионный фонд
7
8
Обучающая игра «Выбери свой
Всего
Контрольны
е работы
Дата
изучени
я
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Дата
проведени
я
1
1
Как устроена
пенсионная система
(fincult.info)
1
1
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
1
1
1
Что такое
негосударственные
пенсионные
фонды(НПФ). Как
накопить на
дополнительную
пенсию (fincult.info)
1
Задания по
формированию
17
9
негосударственный пенсионный фонд»
функциональной
грамотности
Создание собственного бизнеса: с чего
нужно начать
Как разработать
бизнес-стратегию
развития компании
(fincult.info)
1
10
Пишем бизнес-план
1
11
Расходы и доходы в собственном
бизнесе
1
12
Налогообложение малого и среднего
бизнеса
1
13
С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен
1
14
Как создать стартап
1
Как создать стартап
15
1
16
Кто поможет в создании стартапа
1
17
Поиск актуальной информации по
стартапам и ведению бизнеса.
1
18
Маркетинг.
1
19
Менеджмент
1
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
18
Риски в мире денег
1
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
1
Финансовая
пирамида: как ее
распознать
(fincult.info)
22
Виртуальные ловушки, или Как не
потерять деньги при работе в сети
Интернет
1
Пять способов
потерять деньги,
продавая вещи в
интернете
(fincult.info)
23
Махинации с банковскими картами.
1
20
21
Основные признаки и виды финансовых
пирамид.
Махинации с кредитами
24
1
25
Махинации с инвестициями
1
26
Страховой рынок России
1
27
Имущественное страхование: как
защитить нажитое состояние
1
28
Личное страхование, страхование
ответственности
1
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
Зачем нужна
страховка:
защищаем жизнь,
здоровье, дом и дачу
19
(fincult.info)
29
30
Страховой случай, страховая выплата
Алгоритм действий при наступлении
страховых случаев
1
1
32
Особенности выбора страховой
компании
Обязательное и добровольное
страхование
33
Выбор страховых продуктов
1
34
Обобщение и повторение
1
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Задания по
формированию
функциональной
грамотности
1
1
34
20
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая
грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы
общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. — (Учимся разумному
финансовому поведению).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека портала МОИ ФИНАНСЫ.РФ
21