ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Внеурочная деятельность «Финансовая грамотность» отражает современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные связи с курсами обществознания, истории, географии, а также математики. Он направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся 10-11 классов. Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в современном мире, на основе личного участия, обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования. Цели обучения: приобретение опыта решения задач на управление личными финансами учащимися 10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с применением современных информационных и цифровых технологий; формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире. Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач: раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике; познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых денег; освоить механизм управления личными финансами; изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в современной экономике; познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике; рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых технологий в процессе финансового планирования; определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в динамично меняющимся мире; исследовать финансовые возможности для реализации стартапа. По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне среднего общего образования. 1 Реализация Программы рассчитана на два года обучения (10—11 классы) по 1 часу в неделю в течение каждого года: 10 класс-34 часа 11 класс-34 часа СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 10 класс Тема 1. Банковская система: услуги и продукты Банковская система. Порядок начисления простых и сложных процентов. Порядок возмещения вкладов. Основные параметры депозита. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Вид кредита – процентная ставка по кредиту. Ключевая характеристика выбора депозита и кредита. Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности. Тема 3. Налоги: почему их надо платить. Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Тема 4. Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. 2 11 класс Тема 5. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии. Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям. Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле. Тема 6. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бухучет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи. Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент. Тема 7. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения. Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников. Тема 8. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Финансовая грамотность» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края, становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных богатств России. 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением об основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач в области финансов, осознанием важности финансового образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию экономических субъектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть экономические закономерности в обществе; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием экономической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком экономики и финансовой культуры как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять знания в области финансов в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности; 5 - осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих привычек при формировании финансово грамотного поведения; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки экономических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; формулировать и преобразовывать суждения: воспринимать, утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; проводить самостоятельно несложные доказательства фактов для принятия решения в сфере финансовой грамотности, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; 6 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 7 Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: понимание сути управления личными финансами, целей сбережений, возможностей и ограничений использования заёмных средств; понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки; усвоения отличий между пассивными операциями банка с населением, связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями, связанными с размещением привлечённых средств. отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников; находить информацию о видах лицензий, которые выданы коммерческому банку Центральным банком. использовать особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций; •анализировать информацию с сайтов коммерческих банков при выборе коммерческого банка, банковскими продуктами которого хотелось бы воспользоваться понимание того, что драгоценные металлы являются одним из альтернативных вариантов размещения личных сбережений; понимание рисков и возможностей при инвестировании личных сбережений в драгоценные металлы; 8 понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты; осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями. идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа. отличать условия, предлагаемые коммерческими банками, потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями, при предоставлении кредита или займа; анализировать финансовую нагрузку на личный бюджет, связанную с получением кредита. понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с финансовыми рисками в силу высокой неопределённости и нестабильности ситуации на финансовых рынках; понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов инвестирования; понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования. оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования; выбирать приемлемую стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности; соотносить риски и доходность в одном портфеле инвестиций. формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы; расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки безопасности» К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: понимать особенности пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии; понимать основы функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования; 9 отличать виды финансовых мошенничеств и особенности их функционирования, понимать способы идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов; понимать правила поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами. 10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Банковская система: услуги и продукты Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего 18 Портал МОИФИНАНСЫ.РФ 2 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 5 3 Налоги: почему их надо платить 4 4 Личное финансовое планирование 5 5 Повторение, обобщение, систематизация знаний 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Персональный навигатор по финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn-p1ai) 34 11 11 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего 1 Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 8 2 Собственный бизнес: как создать и не потерять 11 3 Риски в мире денег: как защититься от разорения 6 4 Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 8 Анимированные презентации по финансовой грамотности для уроков в 5-7 классах - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) Портал МОИФИНАНСЫ.РФ 5 Повторение и обобщение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Персональный навигатор по финансам (xn--80apaohbc3aw9e.xn-p1ai) 34 12 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольны е работы Дата изучени я Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Понятие банковской системы 1 https://fincult.info/ 2 Как сберечь деньги с помощью депозитов. Коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов 1 Задания по формированию функциональной грамотности 3 1 4 Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах Кредитная история, проценты 5 Ипотека, кредитная карта 1 Как купить квартиру в ипотеку (fincult.info) 6 Автокредитование, потребительское кредитование 1 Задания по формированию функциональной грамотности 7 8 Понятие видов депозитов. Основные параметры депозита Ключевая характеристика выбора депозита и кредита Дата проведени я 1 1 1 13 10 Порядок начисления простых и сложных процентов Практическая работа «Порядок начисления простых и сложных процентов» 11 Порядок возмещения вкладов 9 1 1 1 Операции с драгоценными металлами. 12 1 13 Операции с банковскими картами 1 14 Виды кредитов, характеристики кредита 1 Параметры выбора необходимого вида кредита 15 16 17 Кредит: зачем он нужен и где его получить Особенности функционирования банка как финансовогопосредника Задания по формированию функциональной грамотности Инвестиции в золото и другие драгоценные металлы (fincult.info) 1 Анимированный видеоматериал «Кредитные советы» - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn-p1ai) 1 Задания по формированию функциональной грамотности 1 14 18 Особенности функционирования банка как финансовогопосредника 1 Что такое ценные бумаги и какими они бывают 19 1 20 Граждане на рынке ценных бумаг 1 21 Зачем нужны паевые инвестиционные фонды 1 Валюта, валютный курс, рынок FOREX 22 23 24 25 26 Финансовые риски и стратегии инвестирования Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами России Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет Налоговые вычеты, или как вернуть Курс видеолекций «Фондовый рынок» Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn-p1ai) 1 Курс валют: что такое плавающий курс (fincult.info) 1 Задания по формированию функциональной грамотности 1 1 Задания по формированию функциональной грамотности 1 Налоговый вычет 15 налоги в семейный бюджет 27 Ответственность за неуплату налогов (fincult.info) 1 Личные финансы 28 1 29 Использование – анализа для выбора карьеры 1 30 Личные финансовые цели 1 Составление личного финансового плана 31 1 32 Личный бюджет. 1 33 Обобщение и повторение 1 34 Обобщение и повторение 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Курс видеолекций «Управление личными финансами» - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn-p1ai) Личный финансовый план: для чего нужен и как составить (fincult.info) 34 16 11 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока 1 Что такое пенсия и кому она положена 2 Государственная пенсионная система. Накопительная и страховая пенсия. 3 4 5 6 От чего зависит размер пенсии и как его увеличить От чего зависит размер пенсии и как его увеличить Как выбрать программу пенсионного накопления Как распорядиться своими пенсионными накоплениями Как выбрать негосударственный пенсионный фонд 7 8 Обучающая игра «Выбери свой Всего Контрольны е работы Дата изучени я Электронные цифровые образовательные ресурсы Дата проведени я 1 1 Как устроена пенсионная система (fincult.info) 1 1 Задания по формированию функциональной грамотности 1 1 1 Что такое негосударственные пенсионные фонды(НПФ). Как накопить на дополнительную пенсию (fincult.info) 1 Задания по формированию 17 9 негосударственный пенсионный фонд» функциональной грамотности Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать Как разработать бизнес-стратегию развития компании (fincult.info) 1 10 Пишем бизнес-план 1 11 Расходы и доходы в собственном бизнесе 1 12 Налогообложение малого и среднего бизнеса 1 13 С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен 1 14 Как создать стартап 1 Как создать стартап 15 1 16 Кто поможет в создании стартапа 1 17 Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. 1 18 Маркетинг. 1 19 Менеджмент 1 Задания по формированию функциональной грамотности 18 Риски в мире денег 1 Задания по формированию функциональной грамотности 1 Финансовая пирамида: как ее распознать (fincult.info) 22 Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет 1 Пять способов потерять деньги, продавая вещи в интернете (fincult.info) 23 Махинации с банковскими картами. 1 20 21 Основные признаки и виды финансовых пирамид. Махинации с кредитами 24 1 25 Махинации с инвестициями 1 26 Страховой рынок России 1 27 Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние 1 28 Личное страхование, страхование ответственности 1 Задания по формированию функциональной грамотности Зачем нужна страховка: защищаем жизнь, здоровье, дом и дачу 19 (fincult.info) 29 30 Страховой случай, страховая выплата Алгоритм действий при наступлении страховых случаев 1 1 32 Особенности выбора страховой компании Обязательное и добровольное страхование 33 Выбор страховых продуктов 1 34 Обобщение и повторение 1 31 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Задания по формированию функциональной грамотности 1 1 34 20 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 232 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека портала МОИ ФИНАНСЫ.РФ 21