Рабочая программа элективного курса "Функциональная грамотность" 10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса функциональной грамотности составлена на основе
следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273 ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 декабря 2015 г.
№ 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Устава МБОУ СОШ № 2.

Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным планом в
10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час в неделю
(всего -34 часа).
Планируемые результаты освоения элективного курса
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо
проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и
национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в
единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать
выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений
формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных
областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных
проблем.
Метапредметные результаты:
•
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
•
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
•
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
•
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
•
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного
содержания;
•
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;

•
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте
в рамках метапредметного содержания;
•
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения.
Личностные результаты:
•
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
•
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции
норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и
предусматривает
оценку
достижений обучающихся (портфолио) и
оценку
эффективности внеурочной деятельности лицея.
Оценка достижений результатов элективного курса происходит в трех формах:
•

оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления;

•
индивидуальная
оценка
результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
•
качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках
одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой
презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе
участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ,
представления «Портфолио».

Содержание элективного курса, 10 класс
Название
раздела
Модуль
«Основы
финансовой
грамотности»

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Содержание
Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал?
Модель трех капиталов. Как сберечь личный
капитал. Риски предпринимательства. Бизнесинкубатор. Бизнесплан. Государство и малый
бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые
предприниматели.
Кредит
и
депозит.
Расчетно- кассовые операции и
риски, связанные с ними.
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст
как источник информации. Сопоставление
содержания текстов официально – делового
стиля.
Деловые
ситуации
в
текстах.
Применение информации из текста в
измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на
грамотность. Информационные задачи. Работа
с несплошным
текстом: формы, анкеты, договоры.

Форма
организации
Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль
«Основы
математическо
й грамотности»

Модуль
«Основы
естественнонау
чной
грамотности»

Информация в форме таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой, схем. Применение
формул в повседневной жизни. Формулировка
ситуации на языке математики. Применение
математических
понятий,
фактов.
Интерпретация, использование и
оценивание математических результатов.
Применение естественнонаучных знаний для
объяснения различных явлений. Распознавание,
использование и создание объяснительных
моделей
и
представлений.
Научное
обоснование прогнозов о протекании процесса
или явления. Объяснение принципа действия
технического устройства или
технологии.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Тематическое планирование, 10 класс

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10
11
12
13
14
15
16

Потребление или инвестиции?
1
1
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
капитал?
Модель трех капиталов.
1
Риски предпринимательства.
1
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
1
Государство и малый бизнес.
1
Бизнес
подростков
и
идеи.
1
Молодые предприниматели.
Кредит и депозит.
1
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные
1
с
ними.
Модуль «Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально
– делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Применение информации из текста в измененной
ситуации.
Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на
грамотность.
Информационные задачи.

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

1

1
1
1

1
1
1

факт
ич

По
план
у

Практ

Теор

Название темы

Часов

Дата
Кол-во

№
п/п

17

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
1
договоры.
Модуль «Основы математической грамотности»

1

1819
2021
2223
2425
2627

Информация в форме таблиц, диаграмм
столбчатой или круговой, схем.
Применение формул в повседневной жизни.

2

1

1

2

1

1

Формулировка ситуации на языке математики.

2

1

1

Применение математических понятий, фактов.

2

1

1

Интерпретация, использование и оценивание
2
математических результатов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

1

1

2829
3031
3233
34

Применение естественнонаучных
знаний для
объяснения различных явлений.
Распознавание, использование
и создание
объяснительных моделей и представлений.
Научное
обоснование прогнозов
о
протекании процесса или явления.
Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

Содержание элективного курса, 11 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность. Откуда берутся
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные
выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги?
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные
деньги.

платформе РЭШ.
Видео-лекции,
мастер-классы,
семинары,
викторины
Образовательного
Альянса
Южной Столицы
«Сбер в пример»,
«Финансовая
грамотность»

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Модуль
«Основы
математической
грамотности»

Модуль
«Основы
естественнонауч
ной
грамотности»

Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст
как источник информации. Сопоставление
содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
Критическая
оценка
степени достоверности, содержащейся в тексте
информации. Типы текстов: текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные
тексты.
Числа и единицы измерения: время, деньги,
масса, температура, расстояние. Вычисление
величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения
проблем.
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа. Инварианты:
задачи на четность (чередование, разбиение на
пары). Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц. Графы и их применение в
решении задач.
Тело и вещество. Агрегатные состояния
вещества. Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома. Тепловые явления. Тепловое расширение
тел.
Использование
явления
теплового
расширения для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация.
Кипение.
Представления
о
Вселенной.
Модель
Вселенной.
Модель
солнечной
системы. Царства живой природы.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий
на платформе
РЭШ.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий
на платформе
РЭШ.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий
на платформе
РЭШ.

Тематическое планирование, 11 класс

По
план
у
факт
ич

Практич

Теорет
.

Название темы

Часов

Дата
Кол- во

№ п/п

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
2
3
4
5
6

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она
разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее.
Арендная плата, проценты, прибыль,

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1

7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
1920

2122
2324
2526
27
28
29
30
31

32
33
34

дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
Как заработать деньги? Личные деньги.
1
Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с
1
опорой на текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник
1
информации.
Сопоставление содержания текстов
1
научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
1
Критическая
оценка
степени
достоверности, содержащейся в тексте
информации.
Типы текстов: текст-аргументация
1
(комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного
1
текста.
Типы
задач
на
1
грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные
1
тексты.
Модуль «Основы математической грамотности»
2
Числа и единицы измерения: время,
деньги, масса, температура, расстояние.
Вычисление
величины,
2
применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для
решения
проблем.
2
Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа
Инварианты: задачи на четность
2
(чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью
2
таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные состояния
1
вещества.
Масса. Измерение массы тел. Строение
1
вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома.
1
Тепловые явления. Тепловое расширение
1
тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры.
Плавление и
отвердевание.
1
Испарение
и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель
1
Вселенной. Модель солнечной системы.
Царства живой природы.
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Печатные пособия для учителя:







Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение,
2021
Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный
ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf

Цифровые и электронные образовательные ресурсы:



Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

Технические средства обучения:


Интерактивная доска, ноутбук
принтер (при необходимости).

с колонками и доступом к сети Интернет,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».