ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса функциональной грамотности составлена на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ; - Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; - Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Устава МБОУ СОШ № 2. Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным планом в 10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа). Планируемые результаты освоения элективного курса Предметные результаты: Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Метапредметные результаты: • способность находит и извлекать информацию из разных текстов • способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; • анализ и интеграция информации, полученной из текста; • учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации; • умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания; • умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации; • умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания; • умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. Личностные результаты: • умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • формирование собственной позиции по отношению к прочитанному; • умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; • способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Система оценки планируемых результатов Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности лицея. Оценка достижений результатов элективного курса происходит в трех формах: • оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; • индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио; • качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся. Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой презентации. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио». Содержание элективного курса, 10 класс Название раздела Модуль «Основы финансовой грамотности» Модуль «Основы читательской грамотности» Содержание Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски предпринимательства. Бизнесинкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и риски, связанные с ними. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Форма организации Поисковые и научные исследования Диспут Поисковые и научные исследования Диспут Модуль «Основы математическо й грамотности» Модуль «Основы естественнонау чной грамотности» Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение формул в повседневной жизни. Формулировка ситуации на языке математики. Применение математических понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических результатов. Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия технического устройства или технологии. Поисковые и научные исследования Диспут Поисковые и научные исследования Диспут Тематическое планирование, 10 класс Модуль «Основы финансовой грамотности» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 16 Потребление или инвестиции? 1 1 Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. 1 Риски предпринимательства. 1 Бизнес- инкубатор. Бизнес-план. 1 Государство и малый бизнес. 1 Бизнес подростков и идеи. 1 Молодые предприниматели. Кредит и депозит. 1 Расчетно-кассовые операции и риски, связанные 1 с ними. Модуль «Основы читательской грамотности» 1 Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 факт ич По план у Практ Теор Название темы Часов Дата Кол-во № п/п 17 Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, 1 договоры. Модуль «Основы математической грамотности» 1 1819 2021 2223 2425 2627 Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение формул в повседневной жизни. 2 1 1 2 1 1 Формулировка ситуации на языке математики. 2 1 1 Применение математических понятий, фактов. 2 1 1 Интерпретация, использование и оценивание 2 математических результатов. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 1 1 2829 3031 3233 34 Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия технического устройства или технологии. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 Содержание элективного курса, 11 класс Название раздела Содержание Форма организации Модуль «Основы финансовой грамотности» Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги. платформе РЭШ. Видео-лекции, мастер-классы, семинары, викторины Образовательного Альянса Южной Столицы «Сбер в пример», «Финансовая грамотность» Модуль «Основы читательской грамотности» Модуль «Основы математической грамотности» Модуль «Основы естественнонауч ной грамотности» Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Поисковые и научные исследования Диспут Разбор заданий на платформе РЭШ. Тематическое планирование, 11 класс По план у факт ич Практич Теорет . Название темы Часов Дата Кол- во № п/п Модуль «Основы финансовой грамотности» 1 2 3 4 5 6 Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1920 2122 2324 2526 27 28 29 30 31 32 33 34 дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 1 Как заработать деньги? Личные деньги. 1 Мир профессий и для чего нужно учиться? 1 Модуль «Основы читательской грамотности» Формирование читательских умений с 1 опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник 1 информации. Сопоставление содержания текстов 1 научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. 1 Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация 1 (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного 1 текста. Типы задач на 1 грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные 1 тексты. Модуль «Основы математической грамотности» 2 Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление величины, 2 применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. 2 Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа Инварианты: задачи на четность 2 (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью 2 таблиц. Графы и их применение в решении задач. 1 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Тело и вещество. Агрегатные состояния 1 вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение 1 вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. 1 Тепловые явления. Тепловое расширение 1 тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. 1 Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель 1 Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия для учителя: Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021. Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021 Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf Цифровые и электронные образовательные ресурсы: Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/ Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук принтер (при необходимости). с колонками и доступом к сети Интернет,