СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Основы программирования» . . . . . . . . . . . . . . . Цели курса внеурочной деятельности «Основы программирования» . . . . . . . . . . . . . . . Место курса внеурочной деятельности «Основы программирования» в учебном плане . . . . . Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы программирования» . . . . . . Личностные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . Метапредметные результаты . . . . . . . . . . . . . . Предметные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 . 5 . . . . . . . . 4 7 8 8 10 12 12 14 Содержание курса внеурочной деятельности «Основы программирования» . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 5 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 6 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы программирования» . . . . . . . . . 17 5 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 6 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Форма проведения занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования» (далее — курс) для 5—6 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 .05 .2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23 .06 .2022) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18 .03 .2022) . Примерная рабочая программа курса даёт представление о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности по информатике, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса . Примерная рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования и систему оценки достижения планируемых результатов . Программа служит основой для составления учителем поурочного тематического планирования курса . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» Курс внеурочной деятельности «Основы программирования» отражает: 6 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; 4 основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; 6 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности . Информатика характеризуется всё возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария . Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации . Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т . е . ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения . Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырёх тематических разделов информатики на уровне основного общего образования: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии . 6 ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» Целями изучения курса внеурочной деятельности «Основы программирования» являются: 6 развитие алгоритмического и критического мышления, что предполагает способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; 6 формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в 5 современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; 6 формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; 6 формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося . Основные задачи курса внеурочной деятельности «Основы программирования» — сформировать у обучающихся: 6 понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; 6 владение основами информационной безопасности; 6 знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решение с помощью информационных технологий; 6 умения и навыки формализованного описания поставленных задач; 6 знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; 6 умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; 6 умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности . 6 МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа курса внеурочной деятельности предназначена для организации внеурочной деятельности за счёт направления «Дополнительное изучение учебных предметов» . Программа курса по информатике составлена из расчёта 68 учебных часов — по 1 ч в неделю в 5 и 6 классах (по 34 ч в каждом классе) . Срок реализации программы — два года . Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы . В резервные часы входят часы на повторение и на занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности . 7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; 6 понимание значения информатики как науки в жизни современного общества . 6 Духовно-нравственное воспитание: 6 6 6 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете . Гражданское воспитание: 6 6 6 6 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков . Ценность научного познания: 6 8 наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; 6 6 6 6 6 интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности . Формирование культуры здоровья: 6 установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ . Трудовое воспитание: 6 интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса . Экологическое воспитание: 6 наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ . Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: 6 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве . 9 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия 6 6 6 Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) . Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; 6 оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; 6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах . 6 6 6 6 6 10 Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; 6 6 оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию . Универсальные коммуникативные действия 6 6 6 6 6 6 6 6 Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта); выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов . Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче и формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой . Универсальные регулятивные действия 6 6 Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся 11 6 ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте . Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; 6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; 6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; 6 оценивать соответствие результата цели и условиям . 6 6 6 Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого . Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации . ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 12 применять правила безопасности при работе за компьютером; знать основные устройства компьютера; знать назначение устройств компьютера; классифицировать компьютеры на мобильные и стационарные; классифицировать устройства компьютера на внутренние и внешние; знать принципы работы файловой системы компьютера; работать с файлами и папками в файловой системе компьютера; работать с текстовым редактором «Блокнот»; иметь представление о программном обеспечении компьютера; дифференцировать программы на основные и дополнительные; знать назначение операционной системы; знать виды операционных систем; 6 знать понятие «алгоритм»; 6 определять алгоритм по его свойствам; 6 знать способы записи алгоритма; 6 составлять алгоритм, используя словесное описание; 6 знать основные элементы блок-схем; 6 знать виды основных алгоритмических структур; 6 составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы с помощью блок-схем; 6 знать интерфейс среды визуального программирования Scratch; 6 знать понятия «спрайт» и «скрипт»; 6 составлять простые скрипты в среде визуального программирования Scratch; 6 знать, как реализуются повороты, движение, параллельные скрипты и анимация в среде визуального программирования Scratch; 6 иметь представление о редакторе презентаций; 6 создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций; 6 добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, схема; 6 оформлять слайды; 6 создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды; 6 работать с макетами слайдов; 6 добавлять изображения в презентацию; 6 составлять запрос для поиска изображений; 6 вставлять схемы, таблицы и списки в презентацию; 6 иметь представление о коммуникации в Сети; 6 иметь представление о хранении информации в Интернете; 6 знать понятия «сервер», «хостинг», «компьютерная сеть», «локальная сеть», «глобальная сеть»; 6 иметь представление о формировании адреса в Интернете; 6 работать с электронной почтой; 6 создавать аккаунт в социальной сети; 6 знать правила безопасности в Интернете; 6 отличать надёжный пароль от ненадёжного; 6 иметь представление о личной информации и о правилах работы с ней; 6 6 13 6 6 знать, что такое вирусы и антивирусное программное обеспечение; знать правила сетевого этикета . 6 класс знать, что такое модель и моделирование; знать этапы моделирования; 6 строить словесную модель; 6 знать виды моделей; 6 иметь представление об информационном моделировании; 6 строить информационную модель; 6 иметь представление о формальном описании моделей; 6 иметь представление о компьютерном моделировании; 6 знать, что такое компьютерная игра; 6 перемещать спрайты с помощью команд; 6 создавать игры с помощью среды визуального программирования Scratch; 6 иметь представление об информационных процессах; 6 знать способы получения и кодирования информации; 6 иметь представление о двоичном коде; 6 осуществлять процессы двоичного кодирования и декодирования информации на компьютере; 6 кодировать различную информацию двоичным кодом; 6 иметь представление о равномерном двоичном коде; 6 знать правила создания кодовых таблиц; 6 определять информационный объём данных; 6 знать единицы измерения информации; 6 знать основные расширения файлов; 6 иметь представление о табличных моделях и их особенностях; 6 знать интерфейс табличного процессора; 6 знать понятие «ячейка»; 6 определять адреса ячеек в табличном процессоре; 6 знать, что такое диапазон данных; 6 определять адрес диапазона данных; 6 работать с различными типами данных в ячейках; 6 составлять формулы в табличном процессоре; 6 пользоваться функцией автозаполнения ячеек . 6 6 14 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» 5 КЛАСС 1. Устройство компьютера (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») Правила безопасности при работе за компьютером . Основные устройства компьютера . Системный блок . Процессор . Постоянная и оперативная память . Мобильные и стационарные устройства . Внутренние и внешние устройства компьютера . Файловая система компьютера . Программное обеспечение компьютера . Операционная система . Функции операционной системы . Виды операционных систем . Работа с текстовым редактором «Блокнот» . 2. Знакомство со средой визуального программирования Scratch (раздел «Алгоритмы и программирование») Алгоритмы и языки программирования . Блок-схемы . Линейные алгоритмы . Интерфейс Scratch . Циклические алгоритмы . Ветвление . Среда Scratch: скрипты . Повороты . Повороты и движение . Система координат . Установка начальных позиций . Установка начальных позиций: свойства, внешность . Параллельные скрипты, анимация . Передача сообщений . 3. Создание презентаций (раздел «Информационные технологии») Оформление презентаций . Структура презентации . Изображения в презентации . Составление запроса для поиска изображений . Редактирование слайда . Способы структурирования информации . Схемы, таблицы, списки . Заголовки на слайдах . 4. Коммуникация и безопасность в Сети (раздел «Цифровая грамотность») Коммуникация в Сети . Хранение информации в Интернете . Сервер . Хостинг . Формирование адреса в Интернете . Электронная почта . Алгоритм создания аккаунта в социальной сети . Безопасность: пароли . Признаки надёжного пароля . Безопасность: интернет-мошенничество . Личная информация . Социальные сети: сетевой этикет, приватность . Кибербуллинг . Вирусы . Виды вирусов . Антивирусные программы . 15 6 КЛАСС 1. Информационные модели (раздел «Теоретические основы информатики») Моделирование как метод познания мира . Этапы моделирования . Использование моделей в повседневной жизни . Виды моделей . Информационное моделирование . Формальное описание моделей . Построение информационной модели . Компьютерное моделирование . 2. Создание игр в Scratch (раздел «Алгоритмы и программирование») Компьютерная игра . Команды для перемещения спрайта с помощью команд . Создание уровней в игре . Игра-платформер . Программирование гравитации, прыжка и перемещения вправо и влево . Создание костюмов спрайта . Создание сюжета игры . Тестирование игры . 3. Информационные процессы (раздел «Теоретические основы информатики») Информационные процессы . Информация и способы получения информации . Хранение, передача и обработка информации . Двоичный код . Процесс кодирования на компьютере . Кодирование различной информации . Равномерный двоичный код . Правила создания кодовых таблиц . Информационный объём данных . Единицы измерения информации . Работа с различными файлами . Основные расширения файлов . Информационный размер файлов различного типа . 4. Электронные таблицы (раздел «Информационные технологии») Табличные модели и их особенности . Интерфейс табличного процессора . Ячейки . Адреса ячеек . Диапазон данных . Типы данных в ячейках . Составление формул . Автозаполнение ячеек . 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» 5 КЛАСС 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время . Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Содержание программы Раздел 1. Устройство компьютера (3 ч) Компьютер — универсальное устройство обработки данных Файлы и папки Правила безопасности при работе за компьютером . Основные устройства компьютера . Системный блок . Процессор . Постоянная и оперативная память . Мобильные и стационарные устройства . Внутренние и внешние устройства компьютера 17 Файловая система компьютера . Программное обеспечение компьютера . Операционная система . Функции операционной системы . Виды операционных систем 6 6 6 6 6 Изучает правила техники безопасности при работе с компьютером . Получает информацию о характеристиках и устройствах компьютера . Определяет устройства компьютера и их назначение . Приводит примеры различных устройств компьютера с опорой на собственный опыт Раскрывает смысл изучаемых понятий («программа», «программное обеспечение», «операционная система», «рабочий стол», «меню „Пуск“», «файл», «папка») . 18 Продолжение Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Содержание программы Определяет программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач . 6 Оперирует компьютерными информационными объектами в наглядно-графическом интерфейсе . 6 Выполняет основные операции с файлами и папками 6 Текстовые документы Работа с текстовым редактором «Блокнот» 6 6 Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства . Создаёт небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием текстового редактора Раздел 2. Знакомство со средой визуального программирования Scratch (11 ч) Язык программирования Алгоритмы и языки программирования . Блок-схемы . Линейные алгоритмы . Интерфейс Scratch . Циклические алгоритмы . Ветвление . Среда Scratch: скрипты . Повороты . Повороты и 6 6 6 Определяет по программе, для решения какой задачи она предназначена . Программирует линейные, циклические и разветвляющиеся алгоритмы . Осуществляет действия со скриптами движение . Система координат . Установка начальных позиций . Установка начальных позиций: свойства, внешность . Параллельные скрипты, анимация . Передача сообщений Раздел 3. Создание презентаций (7 ч) Мультимедийные презентации Оформление презентаций . Структура презентации . Изображения в презентации . Составление запроса для поиска изображений . Редактирование слайда . Способы структурирования информации . Схемы, таблицы, списки . Заголовки на слайдах 6 6 6 6 Раскрывает смысл изучаемых понятий («презентация», «редактор презентаций», «слайд») . Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства . Определяет условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач . Создаёт презентации, используя готовые шаблоны Раздел 4. Коммуникация и безопасность в Сети (7 ч) Работа в Интернете Коммуникация в Сети . Хранение информации в Интернете . Сервер . Хостинг . Формирование адреса в Интернете . Электронная почта . Алгоритм создания аккаунта в социальной сети 6 6 6 6 19 Раскрывает смысл изучаемых понятий («компьютерная сеть», «сервер», «хостинг», «аккаунт», «социальная сеть») . Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства . Создаёт электронную почту . Использует правила сетевого этикета при общении в Интернете 20 Окончание Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Безопасность в Интернете Резервное время — 6 ч Содержание программы Безопасность: пароли . Признаки надёжного пароля . Безопасность: интернет-мошенничество . Личная информация . Социальные сети: сетевой этикет, приватность . Кибербуллинг . Вирусы . Виды вирусов . Антивирусные программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Раскрывает смысл изучаемых понятий . Соблюдает правила безопасности в Интернете . Дифференцирует пароли на надёжные и ненадёжные . Анализирует возможные причины кибербуллинга и предлагает способы, как его избежать . Классифицирует компьютерные вирусы 6 КЛАСС 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время . Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Содержание программы Раздел 1. Информационные модели (3 ч) Моделирование как метод познания мира Моделирование как метод познания мира . Этапы моделирования . Использование моделей в повседневной жизни . Виды моделей . Информационное моделирование . Формальное описание моделей . Построение информационной модели . Компьютерное моделирование 6 6 6 Раскрывает смысл изучаемых понятий («модель», «моделирование», «формальное описание», «информационное моделирование», «компьютерное моделирование») . Получает информацию о моделировании . Строит различные информационные модели для решения поставленной задачи Раздел 2. Создание игр в Scratch (12 ч) Язык программирования 21 Компьютерная игра . Команды для перемещения спрайта с помощью команд . Создание уровней в игре . Игра-платформер . Программирование гравитации, прыжка и перемещения вправо и влево . Создание костюмов спрайта . Создание сюжета игры . Тестирование игры Определяет по программе, для решения какой задачи она предназначена . Программирует предложенные игры . Составляет и программирует линейные, циклические и разветвляющиеся алгоритмы . Создаёт скрипты 22 Окончание Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Содержание программы Раздел 3. Информационные процессы (5 ч) Информация и информационные процессы Информационные процессы . Информация и способы получения информации . Хранение, передача и обработка информации Двоичный код Двоичный код . Процесс кодирования на компьютере . Кодирование различной информации . Равномерный двоичный код . Правила создания кодовых таблиц Единицы измерения информации Информационный объём данных . Единицы измерения информации . Работа с различными файлами . Основные расширения файлов . Информационный размер файлов различного типа 6 6 6 6 6 6 6 6 6 Раскрывает смысл изучаемых понятий . Умеет осуществлять различные действия с информацией: хранение, передачу, обработку Кодирует и декодирует информацию . Кодирует и декодирует информацию двоичным кодом . Использует принципы равномерного двоичного кодирования при использовании и составлении кодовых таблиц Оперирует различными единицами измерения информации . Осуществляет перевод данных в различные единицы измерения информации . Определяет полное имя файла . Дифференцирует файлы по объёму в зависимости от их типов Раздел 4. Электронные таблицы (8 ч) Электронные таблицы Табличные модели и их особенности . Интерфейс табличного процессора . Ячейки . Адреса ячеек . Диапазон данных . Типы данных в ячейках . Составление формул . Автозаполнение ячеек 6 6 6 6 Резервное время — 6 ч Раскрывает смысл изучаемых понятий («электронная таблица», «ячейка», «адрес ячейки», «диапазон данных», «адрес диапазона данных») . Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства . Работает с различными видами информации при помощи электронных таблиц . Осуществляет простое численное моделирование 23 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем . Тематическое планирование каждого класса состоит из четырёх модулей, в каждом из которых от 4 до 14 занятий . Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность . В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, эксперименты, викторины, динамические паузы, дидактические игры, выполнение интерактивных заданий на образовательной платформе . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 6 Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т . д .) . МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 6 6 6 Методические материалы . Демонстрационные материалы по теме занятия . Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии . ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА Образовательная платформа . УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 6 6 6 Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет) . Компьютерные мыши . Клавиатуры . УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель . 24