Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы программирования" 5-6 класс

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Основы программирования»
. . . . . . . . . . . . . . .
Цели курса внеурочной деятельности
«Основы программирования»
. . . . . . . . . . . . . . .
Место курса внеурочной деятельности
«Основы программирования» в учебном плане . . . . .
Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности «Основы программирования» . . . . . .
Личностные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . .
Метапредметные результаты . . . . . . . . . . . . . .
Предметные результаты . . . . . . . . . . . . . . . . .
5 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6 класс
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.
.
.
.
.
.

.
.
.
.
.
.

.

4

.

5

.
.
.
.
.
.
.
.

4
7

8
8
10
12
12
14

Содержание курса внеурочной деятельности
«Основы программирования»
. . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Тематическое планирование курса внеурочной
деятельности «Основы программирования» . . . . . . . . . 17
5 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
6 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Форма проведения занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования» (далее — курс) для 5—6 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
к результатам освоения основной программы основного общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 .05 .2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования») с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23 .06 .2022) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(протокол Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию № 1/22 от 18 .03 .2022) .
Примерная рабочая программа курса даёт представление
о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности по информатике, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам
и последовательность их изучения с учётом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм
организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса .
Примерная рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала
для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной
деятельности на уровне основного общего образования и систему оценки достижения планируемых результатов . Программа
служит основой для составления учителем поурочного тематического планирования курса .

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Курс внеурочной деятельности «Основы программирования»
отражает:
6 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
4

основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
6 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности .
Информатика характеризуется всё возрастающим числом
междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария . Современная
школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и
одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации . Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и
в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т . е . ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения .
Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырёх тематических разделов информатики на уровне
основного общего образования:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии .
6

ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Целями изучения курса внеурочной деятельности «Основы
программирования» являются:
6 развитие алгоритмического и критического мышления, что
предполагает способность обучающегося разбивать сложные
задачи на более простые подзадачи;
6 формирование цифровых навыков, в том числе ключевых
компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в
5

современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
6 формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение
умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную
и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
6 формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных
технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы
с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося .
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Основы
программирования» — сформировать у обучающихся:
6 понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и
тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
6 владение основами информационной безопасности;
6 знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решение с помощью информационных технологий;
6 умения и навыки формализованного описания поставленных
задач;
6 знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
6 умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения
и информационных систем для решения с их помощью практических задач;
6 умение грамотно интерпретировать результаты решения
практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности .
6

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса внеурочной деятельности предназначена
для организации внеурочной деятельности за счёт направления
«Дополнительное изучение учебных предметов» . Программа
курса по информатике составлена из расчёта 68 учебных
часов — по 1 ч в неделю в 5 и 6 классах (по 34 ч в каждом
классе) .
Срок реализации программы — два года .
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время,
которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы . В резервные
часы входят часы на повторение и на занятия, посвящённые
презентации продуктов проектной деятельности .

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
6 понимание значения информатики как науки в жизни современного общества .
6

Духовно-нравственное воспитание:
6
6

6

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
Интернете .

Гражданское воспитание:
6

6
6

6

представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных
сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении
учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом
осознания последствий поступков .

Ценность научного познания:
6

8

наличие представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики;

6
6
6
6

6

интерес к обучению и познанию;
любознательность;
стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности .

Формирование культуры здоровья:
6

установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации
средств ИКТ .

Трудовое воспитание:
6

интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием
и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса .

Экологическое воспитание:
6

наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ .

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям
социальной среды:
6

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве .
9

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
6

6

6

Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) .

Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
6 оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах .
6

6
6

6
6

10

Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и
отборе информации из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;

6
6

оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию .

Универсальные коммуникативные действия
6
6
6

6

6

6

6

6

Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов .
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том
числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности
по сбору, обработке, передаче и формализации информации,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный
продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого
члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой .

Универсальные регулятивные действия
6
6

Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся

11

6

ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм
с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте .

Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
6 оценивать соответствие результата цели и условиям .
6

6

6

Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого .
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже
в условиях открытого доступа к любым объёмам информации .

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6

12

применять правила безопасности при работе за компьютером;
знать основные устройства компьютера;
знать назначение устройств компьютера;
классифицировать компьютеры на мобильные и стационарные;
классифицировать устройства компьютера на внутренние и
внешние;
знать принципы работы файловой системы компьютера;
работать с файлами и папками в файловой системе компьютера;
работать с текстовым редактором «Блокнот»;
иметь представление о программном обеспечении компьютера;
дифференцировать программы на основные и дополнительные;

знать назначение операционной системы;
знать виды операционных систем;
6 знать понятие «алгоритм»;
6 определять алгоритм по его свойствам;
6 знать способы записи алгоритма;
6 составлять алгоритм, используя словесное описание;
6 знать основные элементы блок-схем;
6 знать виды основных алгоритмических структур;
6 составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы с помощью блок-схем;
6 знать интерфейс среды визуального программирования
Scratch;
6 знать понятия «спрайт» и «скрипт»;
6 составлять простые скрипты в среде визуального программирования Scratch;
6 знать, как реализуются повороты, движение, параллельные
скрипты и анимация в среде визуального программирования
Scratch;
6 иметь представление о редакторе презентаций;
6 создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций;
6 добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст,
таблица, схема;
6 оформлять слайды;
6 создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать
слайды;
6 работать с макетами слайдов;
6 добавлять изображения в презентацию;
6 составлять запрос для поиска изображений;
6 вставлять схемы, таблицы и списки в презентацию;
6 иметь представление о коммуникации в Сети;
6 иметь представление о хранении информации в Интернете;
6 знать понятия «сервер», «хостинг», «компьютерная сеть»,
«локальная сеть», «глобальная сеть»;
6 иметь представление о формировании адреса в Интернете;
6 работать с электронной почтой;
6 создавать аккаунт в социальной сети;
6 знать правила безопасности в Интернете;
6 отличать надёжный пароль от ненадёжного;
6 иметь представление о личной информации и о правилах работы с ней;
6
6

13

6
6

знать, что такое вирусы и антивирусное программное обеспечение;
знать правила сетевого этикета .

6 класс

знать, что такое модель и моделирование;
знать этапы моделирования;
6 строить словесную модель;
6 знать виды моделей;
6 иметь представление об информационном моделировании;
6 строить информационную модель;
6 иметь представление о формальном описании моделей;
6 иметь представление о компьютерном моделировании;
6 знать, что такое компьютерная игра;
6 перемещать спрайты с помощью команд;
6 создавать игры с помощью среды визуального программирования Scratch;
6 иметь представление об информационных процессах;
6 знать способы получения и кодирования информации;
6 иметь представление о двоичном коде;
6 осуществлять процессы двоичного кодирования и декодирования информации на компьютере;
6 кодировать различную информацию двоичным кодом;
6 иметь представление о равномерном двоичном коде;
6 знать правила создания кодовых таблиц;
6 определять информационный объём данных;
6 знать единицы измерения информации;
6 знать основные расширения файлов;
6 иметь представление о табличных моделях и их особенностях;
6 знать интерфейс табличного процессора;
6 знать понятие «ячейка»;
6 определять адреса ячеек в табличном процессоре;
6 знать, что такое диапазон данных;
6 определять адрес диапазона данных;
6 работать с различными типами данных в ячейках;
6 составлять формулы в табличном процессоре;
6 пользоваться функцией автозаполнения ячеек .
6
6

14

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
5 КЛАСС
1. Устройство компьютера (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»)
Правила безопасности при работе за компьютером . Основные
устройства компьютера . Системный блок . Процессор . Постоянная и оперативная память . Мобильные и стационарные устройства . Внутренние и внешние устройства компьютера . Файловая
система компьютера . Программное обеспечение компьютера .
Операционная система . Функции операционной системы . Виды
операционных систем . Работа с текстовым редактором «Блокнот» .
2. Знакомство со средой визуального программирования
Scratch (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Алгоритмы и языки программирования . Блок-схемы . Линейные алгоритмы . Интерфейс Scratch . Циклические алгоритмы . Ветвление . Среда Scratch: скрипты . Повороты . Повороты
и движение . Система координат . Установка начальных позиций . Установка начальных позиций: свойства, внешность . Параллельные скрипты, анимация . Передача сообщений .
3. Создание презентаций (раздел «Информационные технологии»)
Оформление презентаций . Структура презентации . Изображения в презентации . Составление запроса для поиска изображений . Редактирование слайда . Способы структурирования
информации . Схемы, таблицы, списки . Заголовки на слайдах .
4. Коммуникация и безопасность в Сети (раздел «Цифровая
грамотность»)
Коммуникация в Сети . Хранение информации в Интернете .
Сервер . Хостинг . Формирование адреса в Интернете . Электронная почта . Алгоритм создания аккаунта в социальной сети .
Безопасность: пароли . Признаки надёжного пароля . Безопасность: интернет-мошенничество . Личная информация . Социальные сети: сетевой этикет, приватность . Кибербуллинг . Вирусы . Виды вирусов . Антивирусные программы .

15

6 КЛАСС
1. Информационные модели (раздел «Теоретические основы
информатики»)
Моделирование как метод познания мира . Этапы моделирования . Использование моделей в повседневной жизни . Виды
моделей . Информационное моделирование . Формальное описание моделей . Построение информационной модели . Компьютерное моделирование .
2. Создание игр в Scratch (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Компьютерная игра . Команды для перемещения спрайта с
помощью команд . Создание уровней в игре . Игра-платформер .
Программирование гравитации, прыжка и перемещения вправо и влево . Создание костюмов спрайта . Создание сюжета игры .
Тестирование игры .
3. Информационные процессы (раздел «Теоретические основы информатики»)
Информационные процессы . Информация и способы получения информации . Хранение, передача и обработка информации . Двоичный код . Процесс кодирования на компьютере . Кодирование различной информации . Равномерный двоичный
код . Правила создания кодовых таблиц . Информационный объём данных . Единицы измерения информации . Работа с различными файлами . Основные расширения файлов . Информационный размер файлов различного типа .
4. Электронные таблицы (раздел «Информационные технологии»)
Табличные модели и их особенности . Интерфейс табличного
процессора . Ячейки . Адреса ячеек . Диапазон данных . Типы
данных в ячейках . Составление формул . Автозаполнение ячеек .

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
5 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время .

Темы, раскрывающие
данный раздел программы,
и число часов
на их изучение

Основные виды деятельности
обучающегося при изучении темы

Содержание программы

Раздел 1. Устройство компьютера (3 ч)
Компьютер — универсальное устройство
обработки данных

Файлы и папки

Правила безопасности при работе за
компьютером . Основные устройства
компьютера . Системный блок .
Процессор . Постоянная и оперативная память . Мобильные и стационарные устройства . Внутренние и внешние устройства компьютера

17

Файловая система компьютера .
Программное обеспечение компьютера . Операционная система . Функции
операционной системы . Виды операционных систем

6

6

6

6

6

Изучает правила техники безопасности при работе с компьютером .
Получает информацию о характеристиках и устройствах компьютера .
Определяет устройства компьютера
и их назначение .
Приводит примеры различных
устройств компьютера с опорой на
собственный опыт

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«программа», «программное обеспечение», «операционная система»,
«рабочий стол», «меню „Пуск“»,
«файл», «папка») .

18

Продолжение
Темы, раскрывающие
данный раздел программы,
и число часов
на их изучение

Основные виды деятельности
обучающегося при изучении темы

Содержание программы

Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач .
6 Оперирует компьютерными информационными объектами в наглядно-графическом интерфейсе .
6 Выполняет основные операции
с файлами и папками
6

Текстовые документы

Работа с текстовым редактором
«Блокнот»

6

6

Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого программного средства .
Создаёт небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием текстового редактора

Раздел 2. Знакомство со средой визуального программирования Scratch (11 ч)
Язык программирования

Алгоритмы и языки программирования . Блок-схемы . Линейные алгоритмы . Интерфейс Scratch . Циклические
алгоритмы . Ветвление . Среда Scratch:
скрипты . Повороты . Повороты и

6

6

6

Определяет по программе, для решения какой задачи она предназначена .
Программирует линейные, циклические и разветвляющиеся алгоритмы .
Осуществляет действия со скриптами

движение . Система координат . Установка начальных позиций . Установка начальных позиций: свойства,
внешность . Параллельные скрипты,
анимация . Передача сообщений

Раздел 3. Создание презентаций (7 ч)

Мультимедийные презентации

Оформление презентаций . Структура
презентации . Изображения в презентации . Составление запроса для
поиска изображений . Редактирование
слайда . Способы структурирования
информации . Схемы, таблицы,
списки . Заголовки на слайдах

6

6

6

6

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«презентация», «редактор презентаций», «слайд») .
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого программного средства .
Определяет условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач .
Создаёт презентации, используя
готовые шаблоны

Раздел 4. Коммуникация и безопасность в Сети (7 ч)
Работа в Интернете

Коммуникация в Сети . Хранение
информации в Интернете . Сервер .
Хостинг . Формирование адреса
в Интернете . Электронная почта .
Алгоритм создания аккаунта
в социальной сети

6

6

6
6

19

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«компьютерная сеть», «сервер»,
«хостинг», «аккаунт», «социальная
сеть») .
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого программного средства .
Создаёт электронную почту .
Использует правила сетевого этикета
при общении в Интернете

20

Окончание
Темы, раскрывающие
данный раздел программы,
и число часов
на их изучение
Безопасность в Интернете

Резервное время — 6 ч

Содержание программы
Безопасность: пароли . Признаки
надёжного пароля . Безопасность:
интернет-мошенничество . Личная
информация . Социальные сети:
сетевой этикет, приватность . Кибербуллинг . Вирусы . Виды вирусов .
Антивирусные программы

Основные виды деятельности
обучающегося при изучении темы
Раскрывает смысл изучаемых понятий .
Соблюдает правила безопасности
в Интернете .
Дифференцирует пароли на надёжные
и ненадёжные .
Анализирует возможные причины
кибербуллинга и предлагает способы,
как его избежать .
Классифицирует компьютерные вирусы

6 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время .

Темы, раскрывающие
данный раздел программы,
и число часов
на их изучение

Основные виды деятельности
обучающегося при изучении темы

Содержание программы

Раздел 1. Информационные модели (3 ч)
Моделирование как метод
познания мира

Моделирование как метод познания
мира . Этапы моделирования . Использование моделей в повседневной
жизни . Виды моделей . Информационное моделирование . Формальное
описание моделей . Построение
информационной модели . Компьютерное моделирование

6

6

6

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«модель», «моделирование», «формальное описание», «информационное
моделирование», «компьютерное
моделирование») .
Получает информацию о моделировании .
Строит различные информационные
модели для решения поставленной
задачи

Раздел 2. Создание игр в Scratch (12 ч)
Язык программирования

21

Компьютерная игра . Команды для
перемещения спрайта с помощью
команд . Создание уровней в игре .
Игра-платформер . Программирование
гравитации, прыжка и перемещения
вправо и влево . Создание костюмов
спрайта . Создание сюжета игры .
Тестирование игры

Определяет по программе, для решения
какой задачи она предназначена .
Программирует предложенные игры .
Составляет и программирует линейные,
циклические и разветвляющиеся
алгоритмы .
Создаёт скрипты

22

Окончание
Темы, раскрывающие
данный раздел программы,
и число часов
на их изучение

Основные виды деятельности
обучающегося при изучении темы

Содержание программы

Раздел 3. Информационные процессы (5 ч)
Информация и информационные процессы

Информационные процессы . Информация и способы получения информации . Хранение, передача и обработка
информации

Двоичный код

Двоичный код . Процесс кодирования
на компьютере . Кодирование различной информации . Равномерный
двоичный код . Правила создания
кодовых таблиц

Единицы измерения
информации

Информационный объём данных .
Единицы измерения информации .
Работа с различными файлами .
Основные расширения файлов .
Информационный размер файлов
различного типа

6

6

6
6

6

6

6

6
6

Раскрывает смысл изучаемых понятий .
Умеет осуществлять различные
действия с информацией: хранение,
передачу, обработку

Кодирует и декодирует информацию .
Кодирует и декодирует информацию
двоичным кодом .
Использует принципы равномерного
двоичного кодирования при использовании и составлении кодовых таблиц

Оперирует различными единицами
измерения информации .
Осуществляет перевод данных
в различные единицы измерения
информации .
Определяет полное имя файла .
Дифференцирует файлы по объёму
в зависимости от их типов

Раздел 4. Электронные таблицы (8 ч)
Электронные таблицы

Табличные модели и их особенности .
Интерфейс табличного процессора .
Ячейки . Адреса ячеек . Диапазон
данных . Типы данных в ячейках .
Составление формул . Автозаполнение
ячеек

6

6

6

6

Резервное время — 6 ч

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«электронная таблица», «ячейка»,
«адрес ячейки», «диапазон данных»,
«адрес диапазона данных») .
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого программного средства .
Работает с различными видами
информации при помощи электронных таблиц .
Осуществляет простое численное
моделирование

23

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе
с учителем . Тематическое планирование каждого класса состоит
из четырёх модулей, в каждом из которых от 4 до 14 занятий .
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность . В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии,
решения кейсов, эксперименты, викторины, динамические паузы, дидактические игры, выполнение интерактивных заданий
на образовательной платформе .

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
6

Помодульные дидактические материалы, представленные на
образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т . д .) .

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
6
6
6

Методические материалы .
Демонстрационные материалы по теме занятия .
Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии .

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
Образовательная платформа .

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
6
6
6

Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет) .
Компьютерные мыши .
Клавиатуры .

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ

Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель .
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».