Положение об индивидуальном итоговом проекте обучающихся на уровне среднего общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №3 от
15.01.2021г.

Положение
об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся на уровне среднего общего образования
1. Общие положения
1.1.

Настоящее

Положение

разработано

в

соответствии

с

требованиями

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(далее - ФГОС СОО), основной образовательной программы среднего общего образования.
1.2. Настоящее положение является локальным актом образовательного учреждения,
разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над
итоговым индивидуальным проектом (далее - индивидуальный проект) в условиях
реализации ФГОС СОО.
1.3.

Настоящее

Положение

определяет

основы

организации

работы

над

индивидуальным проектом и особенности его оценивания.
1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса
и

внеурочной

деятельности,

направлена

на

повышение

качества

образования,

оценки

личностных,

демократизации стиля общения педагогов и учащихся.
1.5.

Индивидуальный

проект

является

объектом

метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения
основной образовательной программы среднего общего образования.
1.6. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося,
обучающегося на уровне среднего общего образования.
1.7. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся

самостоятельно

под

руководством

педагога

(учителя-предметника,

классного руководителя, педагога-организатора, педагога-психолога, педагога другого
образовательного учреждения) или родителей обучающегося в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную

и

результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,
художественно-творческую).
1.8. Проект может быть только индивидуальным.
1.9. Индивидуальный проект выполняется в течение одного или двух лет в рамках
учебного времени, специально отведенного учебным планом.
1.10. Каждый обучающийся имеет возможность выбрать себе тему индивидуального
проекта самостоятельно или с помощью учителя-предметника, приняв решение о сроке его
выполнения. Возможны следующие варианты:
1.10.1. в течение двух лет, в 10 и 11 классе, выполняется один индивидуальный
проект по выбранной теме с представлением промежуточного результата работы в конце
10 класса и завершенного учебного исследования или разработанного проекта в 11 классе;
1.10.2. в течение одного года, в 10 или 11 классе.
1.11. Тема, предложенная учеником, согласуется с руководителем

проекта,

рассматривается на заседании школьного Методического совета и утверждается приказом
директора МБОУ СОШ №2.
1.12. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершённого
учебного исследования
исследовательского),

или разработанного

прикладного

проекта:

исследовательского

(практико-ориентированного),

(научно-

информационного,

творческого, социального, конструкторского, инженерного, инновационного.
1.13.

Защита

индивидуального

проекта

является

одной

из

обязательных

составляющих оценки образовательных достижений обучающегося.
1.14. Для защиты индивидуальных проектов создаётся специальная комиссия, в
состав которой могут входить учителя, члены научного общества учащихся, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация

образовательного

учреждения и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не
должно быть менее 3-х и более 7 человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных
проектов назначается приказом директора школы.
1.15. График защиты индивидуальных проектов и состав комиссии утверждается
приказом директора МБОУ СОШ №2.
1.16. Администрация МБОУ СОШ №2 организует в дополнительные сроки защиту
итоговых проектов для детей с ОВЗ, больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок
защиты).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
1.17. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на
доработку. Обучающийся дорабатывает итоговый проект в течение недели, представляет к
повторной защите.
1.18. Обучающемуся, выступившему с проектом (исследовательской работой)
успешно на муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне
автоматически ставится высший бал и от защиты в МБОУ СОШ №2 он освобождается.
1.19. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению
неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
1.20. Отметка за выполнение проекта выставляется как в 10 классе, так и в 11 классе
в классный журнал на отдельной странице «Индивидуальный проект». Итоговая отметка в
аттестат выставляется в соответствии с порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о
среднем общем образовании.
2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта
2.1. Цель выполнения индивидуального проекта:
2.1.1. продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических
знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2.1.2. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;
2.1.3. формировать способность к решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению найденных решений на практике;
2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения
и развития;
2.1.5. определять уровень сформированности способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами выполнения индивидуального проекта являются:
2.2.1. обучение планированию (уметь четко определить цель, описать шаги по ее
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь
выбрать подходящую информацию, правильно ее использовать);
2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое
мышление;
2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления;
2.2.5.

формирование

позитивного

отношения

к

деятельности

инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
2.3 Задачами выполнения проекта являются:

(проявлять

3.1.

Типы проектов:

исследовательский

(научно-исследовательский),

прикладной (практико-ориентированный), информационный, творческий, социальный,
конструкторский, инженерный, инновационный.
Направление

Особенности/действия

Возможные

проекта

обучающегося

(продукты) проекта

Исследовательский

Основной

проект

целью

является Инструкции

(научно- проведение

исследовательский)

варианты

исследования, Рекомендации

предполагающего

получение

в Примеры экспериментов

качестве результата научного или Цикл стенгазет
продукта. Буклеты

научно-прикладного

Направлен на сбор информации о Публикация в СМИ
каком-то

объекте,

участников

ознакомление Паблик в Интернете

проекта

с

этой Сайт по проекту

информацией, ее анализ, обобщение Макеты, модели,
фактов,

предназначенных

широкой

аудитории.

акцент

на

проекта

При

теоретической

не

означает

практической

для установки,

план-

части Постеры, презентации;

отсутствия Альбомы,

Формулирование

буклеты,

/ брошюры, книги;

проблемы, Реконструкции событий;

Сбор

информации,

схемы,

этом карты;

части.

гипотезы.

рабочие

и

обобщение

анализ Печатные статьи, рисунки;
фактов. Результаты

Доказательство, корректировка или исследовательских
опровержение гипотезы

экспедиций,

обработки

Прикладной

Отличается чётко обозначенным с архивов и мемуаров;

(практико-

самого

ориентированный)

результатом

проект

Реализация

предметным Документальные

начала

фильмы,

деятельности./ мультфильмы;
проектной

идеи

на Учебные пособия;

практике,

обоснование Программа действий

практического

применения Наглядное пособие

результатов

проекта.

Продукт Проект закона

должен иметь реальное конкретное Веб-сайты,
применение.

обеспечение,

программное
компакт-

Информационный

средняя общеобразовательная школа №2
Направлен на сбор информации о диски

проект

каком-либо объекте или явлении с цифровые носители) и др.
целью

анализа,

представления

обобщения
информации

широкой

(или

другие

и
для

аудитории./

Использование

разных

методов

получения информации (литература,
библиотечные фонды, СМИ, базы
данных, методы анкетирования и
интервьюирования),

обработка

информации и анализ результатов.
Социальный проект Предполагает

сбор,

представление

и Справочный

анализ

по поводу

информации

материал

по

социальных,

актуальной природоохранных проблем

какой-нибудь

тематике./ или

социально-значимой

иных

социально-

социально-значимой значимых проблем. Проект

Оформление

проектирование решения

проблемы,

социально-

способов её решения, представление значимой проблемы. Отчёт
способа

социально- о реализации проекта.

решения

значимой проблемы.
Творческий проект

предусматривающая Видеофильмы

Работа,
создание

готового

изделия

или Акции

полезного Спектакль

получение
общественного
содержащая

и Выставка

результата,
субъективную

или Сценарий

объективную

новизну.

Предполагает

свободный,

нестандартный

подход

к

оформлению результатов работы./
Оформление проблемы, на которую
направлен

проект,

нестандартный

используя

подход

оформлению результатов работы

к

Конструкторский

Материальный объект, макет, иное Модель

проект

конструкторское изделие, с полным

3D модель

описанием и научным обоснованием Демонстрационный стенд
его изготовления и применения./
Создание нового продукта. Выбор
объекта, разработка

технического

задания, разработка эскиза, создание
рабочей схемы и технологической
карты, на основе которых создаётся
модель.
Инженерный

Проект с инженерно-техническим Действующая

проект

содержанием.

модель

оптимизированного изделия
Схемы конструирования
Комплект

чертежей

разработке

по

инженерного

функционирования
(инженерного
какого-то

объекта

описанием

и

обоснованием
применения
Инновационный

Авторский

вариант

проект

стратегической задачи, результатом

решения Бизнес-план

которого является инновационный
продукт,

готовый

распространению.

к
Цель

инновационного проекта - создание
новых

или

существующих

изменение
систем

(технологической,
информационной,

социальной,

экономической, организационной) и
достижение в результате снижения
затрат ресурсов (производственных,

решения)
с

научным
его

улучшения

качества

продукции,

услуги и высокого коммерческого
эффекта.

3.2. Исследовательские проекты могут иметь следующие направления: естественнонаучные исследования, исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящие за
рамки школьной программы), экономические исследования, социальные исследования,
научно-технические исследования.
4. Требования к содержанию и оформлению проекта
4.1. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с
литературной точки зрения) и отражать содержание проекта.
4.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист (приложение 1 ), оглавление
(приложение 2), введение, основную часть, заключение, список литературы (приложение
3).
Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:
-наименование учебного заведения, где выполнена работа;
- фамилию, имя и отчество обучающегося, класс;
- название/тема проекта;
-тип проекта;
-фамилию, имя и отчество руководителя
- место, где выполнена работа, год;

Оглавление

Включает:
-наименование всех глав, разделов с указанием номеров
страниц, на которых размещается материал;

План

выполнения Включает:

проекта

- короткое перечисление этапов и график их выполнения

Введение

Рекомендуемый объем 1 -2 страницы. Содержит:

(вступление)

- оценку современного состояния решаемой проблемы или
задачи;
-

обоснование

(актуальность);

необходимости

проведения

работы

средняя общеобразовательная школа №2
- формулировка гипотезы (Гипотеза
предположение,

допущение,

неопределенно.

Гипотезу

истинное

впоследствии

-

это

научное

значение

которого

или

доказывают,

превращая ее в установленный факт, или же опровергают,
переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не
опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой)
- цели и задачи работы (автор ставит цель, раскрывает задачи,
которые должны быть решены в этой работе, определяет пути
их выполнения, даёт характеристику предмету исследования).
Введение должно быть кратким и четким. Его не следует
перегружать общими фразами.
Основная часть

Состоит, как правило, из трех разделов. Первый и второй
разделы

содержат

теоретический

материал,

а третий

-

практический (экспериментальный). Основная часть работы
состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а
параграфы, в свою очередь, - на пункты, обзор литературы,
анализ предыдущих исследований на эту тему.
Если работа исследовательская, то обязательно описать
объект, предмет исследования, методику.
Научная (теоретическая) часть работы содержит краткий
анализ прочитанной литературы по данной теме, описывает
процессы или явления,

которые иллюстрируют

основное

содержание и непосредственно относятся к экспериментальной
части работы. Автор проекта должен делать ссылки на авторов
и источник, из которого он заимствует материалы. Выписки из
прочитанного текста должны быть полными и точными, в
соответствии с правилами оформления цитат.
Заключение

В заключении следует четко сформулировать основные
выводы, к которым пришел автор, описать, достигнуты ли
поставленные цели, решены ли задачи, подтверждена или
опровергнута

гипотеза,

отметить

новизну

подхода

и/или

полученных решений, актуальность и практическую значимость
полученных результатов (продукта деятельности).

Для конструкторских проектов в заключение, кроме того,
включается описание особенностей конструкторских решений,
для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от
реализации проекта.
Выводы должны быть краткими и органически вытекать из
содержания работы.
Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных
при написании работы. Источники перечисляются в алфавитном
порядке в соответствии с требованиями ГОСТа: фамилии
авторов,

наименование

издательства,

год

источника,

издания,

место,

количество

наименование
страниц;

если

используются статьи из журналов, то указывается автор,
наименование статьи, наименование журнала, номер и год
выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В
тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник
(порядковый номер ссылки выносится под основной текст
страницы и сопровождается информацией об источнике: автор,
наименование источника, место, наименование издательства,
год издания, страница цитирования).
Мультимедийная
презентация проекта

Мультимедийная презентация проекта содержит основные
положения и результаты проекта (исследовательской работы),
может включать авторские фото-, видео- и аудио-материалы.
При использовании заимствованных фото-, видео- и аудиоматериалов обязательно указать автора.

4.3. Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft
Word с соблюдением следующих требований:
- работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 (не
допускается двусторонняя печать) с полями:
- левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм;
- размер шрифта 14 (Times New Roman);
- интервал - одинарный;
- нумерация страниц - сквозная, арабскими цифрами;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
- страницы нумеруются снизу по середине. Первая страница (титульный лист) не
нумеруется;
- каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен
1,25 см;
- в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать,

что

единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;
- нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (например: Таблица 1,
Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.);
- в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо
знаком « - » либо писать «нет», «нет данных».
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Все разделы плана (названия глав,
выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых
страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Общим требованием ко
всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на
различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания
ссылок на источник проект к защите не допускается.
Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не должен
быть менее

10 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено

дополнительно не более 10 стандартных страниц.
4.4. Основные требования к оформлению презентаций в PowerPoint:
Рекомендуется использовать не более трех цветов на одном слайде. Нельзя смешивать
разные типы шрифтов в одной презентации. Текст должен хорошо читаться на выбранном
фоне. Необходимо использовать максимально пространство экрана (слайда). Первый слайд
презентации должен содержать тему проекта, ФИО разработчика, руководителя. Каждый
слайд должен содержать заголовок. Слайды не должны быть перегружены анимационными
эффектами. Для смены слайдов используется один и тот же анимационный эффект.
5. Требования к защите индивидуального проекта
5.1. Публично должна быть представлена проектная работа - реализованный проект.
Оценка проводится комиссией в состав которой могут входить учителя, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация

образовательного

учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов
комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
5.2. Защита

индивидуальных проектов осуществляется в два этапа: в феврале -

предзащита проекта; в марте - защита проекта в соответствии с общешкольным графиком
защиты проектов, утверждённым приказом директора.

5.3.1. папка с содержанием индивидуального проекта,
5.3.2. продукт проектной деятельности,
5.3.3. презентация проекта, сопровождающая выступление обучающегося на
защите,

рецензию

характеристику

руководителя

проекта,

содержащий

краткую

работы учащегося в ходе выполнения проекта (при

необходимости). (Приложение №4)
5.4. На защите проекта с обучающим(ей)ся должны быть обсуждены актуальность
проекта,

положительные

эффекты

от реализации

проекта,

ресурсы

(как

материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта,
возможные источники ресурсов, риски реализации проекта и сложности, которые
ожидают при реализации данного проекта, положительные эффекты от реализации
проекта.
5.5. Рекомендуемый план выступления на защите проекта:
5.5.1. Представление (приветствие, представить себя - фамилия, имя, отчество,
класс, представить руководителя).
5.5.2. Тема проекта, сроки работы над проектом.
5.5.3. Актуальность

темы

(если

для

подтверждения

актуальности

темы

проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе
выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас
и для окружающих?».
5.5.4. Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии).
5.5.5. Описать ход работы над проектом, т.е. рассказать не содержание работы, а
то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?».
5.5.6. Представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В чем
новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая
значимость полученных результатов - продукта деятельности (кто, как и где
его может использовать)? Продукт надо показать.
5.5.7. Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?»,
«Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или

опровергнута

гипотеза?».
5.6. Подготовка индивидуального проекта к защите
5.6.1. Презентация
отображающий

индивидуального
графическую

проекта

представляет

информацию,

собой

содержащуюся

документ,
в

проекте,

достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию
11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
исследуемого предмета. Презентация индивидуального проекта содержит
основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки,
таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрирую
предмет защиты проекта.
5.6.2. Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет
рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить
текст выступления. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по
такой схеме: почему избрана эта тема; какой была цель исследования; какие
ставились задачи; какие гипотезы проверялись; какие использовались методы
и средства исследования; каким был план исследования; какие результаты
были получены; какие выводы сделаны по итогам исследования; что можно
исследовать в дальнейшем в этом направлении.
5.6.3. Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для
убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту.
5.6.4. Основное содержание презентации:
1 слайд - титульный
Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его
работы. На данном слайде указывается следующая информация:
- полное название образовательной организации;
- тема индивидуального проекта;
- ФИО обучающегося;
- ФИО руководителя индивидуального проекта;
- год выполнения работы.
2 слайд - ВВЕДЕНИЕ
Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта:
- Актуальность;
- Цели и задачи проекта;
- Объект проекта;
- Предмет проекта;
- Период проекта.
3 - 6 слайды (основная часть) — непосредственно раскрывается тема работы на основе
собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика
основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).
7 слайд (ВЫВОДЫ):
- итоги проделанной работы;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
- основные результаты в виде нескольких пунктов;
-

обобщение

результатов,

формулировка

предложений

по

их

устранению

или

совершенствованию.
5.8. Комиссия

по критериям

(Приложение

№5)

оценивает уровень

проектной

деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы.
Оформляет протокол (Приложение №6)
5.9. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания
доклада (выступления ученика) (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме
проекта (не более 5 минут).

Соблюдение регламента свидетельствует о

сформированности регулятивных навыков обучающегося.
6. Этапы и примерные сроки работы над проектом
6.1. Работа над индивидуальным проектом не предполагает жесткой алгоритмизации
действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и
принципам проектной деятельности.
Последовательность
продуктивной

этапов

познавательной

работы

над

деятельности:

проектом

проблемная

соответствует
ситуация

—

этапам

проблема,

заключенная в ней и осознанная человеком — поиск способов решения проблемы —
решение.
6.2. Этапы работы над проектом:
6.2.1. поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ
проблемы, постановка цели проекта;
6.2.2. аналитический: анализ имеющейся информации, поиск оптимального способа
достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма
деятельности, составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ,
анализ ресурсов;
6.2.3. практический: выполнение запланированных технологических операций,
текущий

контроль

качества,

внесение

(при

необходимости)

изменений

в

конструкцию и технологию;
6.2.4. презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация
проекта, изучение возможностей использования результатов проекта;
6.2.5. контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества
выполнения проекта.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Двухгодичный индивидуальный проект
Примерный срок
выполнения
сентябрь
октябрь

октябрь-ноябрь
ноябрь-декабрь
январь
февраль-март
май

сентябрь
октябрь-ноябрь

декабрь
январь
февраль
март-апрель

Этап работы
Определение предметной (научной) сферы, темы проекта
(исследования). Выбор руководителя проекта
Постановка цели и задач проекта 1 -го и 2-го года работы.
Определение объекта и предмета исследования, выдвижение
гипотезы, планирование продукта деятельности. Выбор методов
исследования. Написание введения.
Работа с источниками информации (библиотека, архивы, Интернет).
Конспектирование. Сбор информации.
Описание теоретической части проекта (исследования).
Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка
результатов. Аналитическая часть работы.
Описание опытно-экспериментальной части.
Получение и формулировка выводов на основе выполнения задач
работы над проектом. Написание заключения. Формирование
общего текста исследовательской работы в соответствии со
структурой. Создание оглавления.
Оформление работы. Сдача текста руководителю проекта на
проверку.
Корректировка текста работы с учетом замечаний и предложений.
Подготовка к защите, публичному выступлению на конференции.
Написание тезисов выступления, создание презентации.
Сдача текста руководителю проекта на повторную проверку.
Корректировка текста работы. Оформление приложений, таблиц,
иллюстраций.
Окончательное
оформление
работы.
Проверка
работы
руководителем.
Защита завершенного проекта на школьной конференции.
Самооценка работы. Общая оценка проектной работы.
Одногодичный индивидуальный проект

Примерный
срок
выполнения
сентябрь
сентябрь

Этап работы

Определение предметной (научной) сферы, темы проекта
(исследования). Выбор научного руководителя.
Постановка цели и задач проекта.
Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы,
планирование продукта деятельности. Выбор методов исследования.
Написание введения.

октябрь
ноябрь
декабрь
январь
январь

февраль
февраль -март

март-апрель

Работа с источниками информации (библиотека, архивы , Интернет).
Конспектирование. Сбор информации.
Описание теоретической части проекта (исследования).
Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка
результатов. Аналитическая часть работы.
Описание опытно-экспериментальной части.
Получение и формулировка выводов на основе выполнения задач
проекта. Написание заключения. Формирование общего текста
исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание
оглавления.
Оформление работы. Представление текста руководителю проекта на
проверку.
Корректировка текста работы с учетом замечаний и предложений.
Подготовка к защите, публичному выступлению на конференции.
Написание тезисов выступления, создание презентации.
Защита завершенного проекта на школьной конференции. Самооценка
работы. Общая оценка проектной работы.

7. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
7.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на
основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (проекта, продукта,
рецензии, презентации) по каждому из четырех критериев:
7.1.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы
ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов
или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения, обоснование
и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
(данный

критерий

в

целом

включает

оценку

сформированности

познавательных учебных действий);
7.1.2. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся
в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся
знания и способы действий;
7.1.3. сформированность

регулятивных

действий,

проявляющаяся

в умении

самостоятельно планировать и управлять своей деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
7.1.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
7.2.

С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе

выполнения проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной
деятельности:
3 балла - повышенный уровень (ярко выраженные положительные стороны
работы во всех ее составных частях)
2 балла - базовый уровень (имеют место)
1 балл - низкий уровень (отсутствуют).

Карта контроля качества индивидуального проекта
Критерии оценки
Уровень сформированности навыков проектной деятельности
качества
Низкий
Средний
Высокий
индивидуального
(1 балл)
(2 балла)
(3 балла)
проекта
Сформированность Тема проекта не раскрыта, Учащийся использовал
Учащийся
небольшой объем
продемонстрировал глубокие
предметных знаний
большая часть
информационных
знания по теме проекта,
информационных
и способов действий
источников, чтобы
грамотно и обоснованно
источников не соотносится
использовал имеющиеся
с целью проектной работы, раскрыть тему проекта.
В работе и в ответах на знания и способы действий,
учащийся не может
вопросы по содержанию ошибки в содержании работы
комментировать
работы отсутствуют
отсутствуют
содержание, делать
грубые ошибки
собственные выводы
Учащийся проявлял
Учащийся совместно с
Учащийся грамотно
Сформированность
незначительный интерес к
руководителем
сформулировал проблему
познавательных
теме проекта, использовал (тьютором) поставил
проекта и основной вопрос
УУД
источники информации в
исследования, выбрал
цель проекта и
адекватные способы ее
определил пути его
рамках школьной
программы, с помощью решения, использовал в решения, включая поиск и
обработку информации,
руководителя (тьютора) основном описательный
формулировку
выводов и
способ обработки
определил проблему
обоснование и реализацию
проекта, в содержании
информации,
принятого решения,
отсутствуют выводы,
продемонстрировал
обоснование и создание
продукт проекта
продукт проекта
модели, прогноза, макета,
отсутствует
объекта, творческого
решения

Сформированность Учащийся определил цель
Учащийся
регулятивных УУД
проекта с помощью
продемонстрировал
руководителя (тьютора),
навыки определения
план достижения цели не
темы и планирования
составил, отсутствуют
работы; некоторые
навыки самоконтроля
этапы выполнялись при
помощи руководителя
(тьютора); учащийся
осуществил
самоконтроль и
коррекцию результатов
проекта

Учащийся демонстрировал
умение самостоятельно
планировать и управлять
своей познавательной
деятельностью во времени;
использовал ресурсные
возможности для достижения
целей; осуществлял выбор
конструктивных стратегий в
трудных ситуациях

Сформированность
Учащийся подготовил
Учащийся подготовил Учащийся ясно изложил и
коммуникативных защиту работы с помощью
защиту работы,
оформил выполненную
руководителя
(тьютора),
не
продемонстрировал
работу, представил ее
УУД
представил оформление
навыки оформления
результаты,
проекта, не смог ответить
продукта, не смог
аргументированно ответил на
на вопросы по содержанию
аргументированно
вопросы
ответить на вопросы
Итоговый балл:
Максимальный
балл:

12

Обработка результатов. Оцените уровень, на котором сформированы навыки проектной
деятельности. Суммируйте баллы, подсчитайте итоговый балл (К) и сравните его с ключом:
9—12 баллов — высокий уровень;
6—8 баллов — средний уровень;
-

менее 6 баллов — низкий уровень.

7.3.
№

Критерии оценки защиты проекта:
Критерий
Показатели

1.

Качество
представления
доклада

2.

Качество ответов - нет четкости ответов на большинство вопросов;
на вопросы
- даны ответы на большинство вопросов;
- даны ответы на все вопросы убедительно и
аргументировано
Использование - демонстрационный материал не используется в докладе;
демонстрационно - демонстрационный материал используется в докладе;
го материала
- демонстрационный материал используется в докладе,
информативен, автор свободно в нем ориентируется

3.

- доклад зачитывается;
- доклад пересказывается, но не объяснена суть работы;
- доклад пересказывается, суть работы объяснена;
- доклад пересказывается, суть работы объяснена, есть
взаимодействие с аудиторией

Вариант
шкалы
оценивания
3-2- 1

3-2- 1

3-2- 1

4.

Оформление

- демонстрационный материал не оформлен,
- демонстрационный материал оформлен хорошо, но есть
демонстрационно отдельные замечания;
го материала
- демонстрационный материал замечаний не имеет

3-2- 1

Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале:
«3» -показатель представлен полностью, в достаточной мере,
«2» - показатель представлен частично,
«1» - показатель не представлен
Максимальное количество баллов - 12.
Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 24
балла.

Сводная таблица итоговых баллов по результатам оценочных процедур
по результатам выполнения индивидуального проекта обучающимся
№
п/п

Оценочная процедура

1.

Оценка качества индивидуального
проекта
Оценка защиты индивидуального
проекта

2.

Максима
льное
количество
баллов
12

12

Перевод
в отметку

24 - 21 балл - отлично
20 - 14 баллов - хорошо
14 - 10 баллов удовлетворительно
9 баллов и менее неудовлетворительно.

В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.
7.4.
Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков
проектной деятельности.
Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного
уровня
Критерий

Самостоятельное
приобретение
знаний и
решение
проблем

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
опорой на помощь руководителя
ставить проблему и находить
пути её решения;
продемонстрирована
способность приобретать новые
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать

Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить
проблему и находить пути её решения;
продемонстрировано свободное
владение логическими операциями,
навыками критического мышления,
умение самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на
этой основе приобретать новые знания

более глубокого понимания
изученного

и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы

Знание
предмета

Продемонстрировано понимание
содержания выполненной
работы. В работе и в ответах на
вопросы по содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное
владение предметом проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные
действия

Продемонстрированы навыки
определения темы и
планирования работы.

Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована,
своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно

Коммуникация

Работа доведена до конца и
представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись
под контролем и при поддержке
руководителя. При этом
проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля обучающегося
Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли
выражены ясно, логично,
последовательно, аргументированно.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопросы

8. Права и ответственность сторон
8.1. Руководитель индивидуального проекта должен:
• Совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному
проекту;
• Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации;
• Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту;
• Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов работы (исследования);
• Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального проекта.
8.2. Руководитель индивидуального проекта имеет право:
• Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
• Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
• Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения
сроков реализации плана индивидуального проекта.
8.3. Обучающийся должен:
• Выбрать тему индивидуального проекта;
• Посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту;
• Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального проекта:
• Подготовить публичный отчет о проделанной работе (защита проекта).
8.4. Обучающийся имеет право:
• На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения индивидуального проекта;
• Использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы.

Оформление титульного листа

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
«

НА ТЕМУ

»

Выполнил:
Ф.И.О. ,
ученик (ца) 11 класса
Руководитель проекта:
Ф.И.О. педагога,
учитель (предмет)

Село ...,
год

Примерный образец оглавления и структуры проектной работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

стр.

ГЛАВА 1. Наименование

стр.

1.1. Наименование
1.2. Наименование

стр.
стр.

ГЛАВА 2. Наименование

стр.

2.1. Наименование

стр.

2.2. Наименование

стр.

2.3. Наименование

стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ

стр.

Образец оформления списка литературы

1. Конституция РФ, принята 12.декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее
поправками от 30 декабря 2008г.// Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2009. - № 4. - ст. 445.
2. Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. - М.:
Финансы и статистика, 1997. - 400с.
3. Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. - М.: Высш. шк., 2002. 460с.
4. Конституционное право: Словарь / Отв. Ред В.В. Маклаков. - М.: Юристъ, 2001.
5. - 566с.
6. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов //
Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. - С. 24 -37.

Образец оформления ссылки на Интернет-ресурс

http://royallib.eom/read/averintsev_sergey/poetika_rannevizantiyskoy_literaturi.html#0.

Рецензия на индивидуальный итоговый проект
ученика(цы) 11 класса
по теме
Автор проекта
Руководитель проекта
Соответствие заявленной темы проекта содержанию

Обоснованность актуальности темы
Качество и полнота использования источников информации

Оригинальность и новизна полученных результатов

Качество изложения материала (доступность, научность, логичность)

Возможность практического применения темы

Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность

Качество оформления
работы
Рекомендуемая оценка

Рецензент:

ФИО

(подпись)

Лист оценки индивидуального проекта
Ф.И.О. обучающегося
Тема проекта
Продукт проекта
Критерии оценки
качества
индивидуального
проекта

Уровни
сформированности
навыков проектной
деятельности
Самостоятельное
приобретение знаний
и решение проблем

Балл

Сформированность
предметных знаний и
способов действий
Сформированность
познавательных УУД
Сформированность
регулятивных УУД

Знание предмета

Сформированность
коммуникативных
УУД
Итого баллов:
Оценка

Коммуникация

Дата проведения защиты:

Регулятивные
действия

Общий уровень

«

»

20

г.

Дата внесения в протокол оценок: «

»

20

г.

Председатель комиссии:

/
(подпись)

Члены комиссии:

(расшифровка)

/
(подпись)

(расшифровка)

/
(подпись)

(расшифровка)

Уровень

ПРОТОКОЛ
защиты индивидуального итогового проекта обучающихся 11 класса
МБОУ СОШ №2
в соответствии с требованиями ФГОС СОО
Ф.И.О. председателя комиссии:
Ф.И.О. членов комиссии:

На защиту явились допущенные
Не явились

человек.

человек.

Ф.И.О. неявившихся:
Защита началась в

час

мин

Защита закончилась в

час

мин

№
ФИО обучающегося
Тема проекта
п/п
1
2
3...
Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся:

Запись о случаях нарушений установленного порядка защиты в комиссии:

Дата проведения защиты:

«

»

20

г.

Дата внесения в протокол оценок: «

»

20

г.

Председатель комиссии:

/
(подпись)

Члены комиссии:

(расшифровка)

/
(подпись)

(расшифровка)

/

Итоговая
оценка

ПАМЯТКА
для руководителя проекта
Как помочь старшекласснику выполнить индивидуальный проект
S Помогите выбрать направленность проекта
Предложите ученикам выбрать направленность проектов (социальную, исследовательскую,
инженерно-конструкторскую, информационную, творческую, бизнес-проектирование), которая
поможет им освоить будущую профессию.
S Обсудите проблему, тему и проектные идеи
Предложите использовать не только учебный материал по предмету, но и межпредметные связи.
Например, тема по медицине потребует знаний химии, биологии, биохимии, биофизики, латыни,
генной инженерии, психологии и других наук.
S Организуйте участие школьников в образовательных событиях
Спланируйте для них события, которые помогут реализовать проект: мастер-классы, онлайнкурсы, видеоконференции.
S Помогите разнообразить источники информации
Подготовьте список электронных библиотек открытого доступа, образовательных порталов,
организуйте экскурсии на предприятия вашего региона, в научные лаборатории, музеи, чтобы
расширить поиск информации на теме проекта.
S Оцените промежуточные результаты
Проанализируйте каждый этап работы над проектом, чтобы учащиеся смогли понять свои
ошибки и улучшить качество проекта.
S Усовершенствуйте навыки публичного выступления учеников
Организуйте дискуссии, брейн-ринги, дебаты по содержанию проектов, чтобы формировать у
учащихся коммуникативные УУД, развить умение аргументировать свою точку зрения,
доказывать приводить примеры из научных и литературных источников.
S Обеспечьте оборудование для практической части
Предложите лабораторное или мультимедийное оборудование, измерительные приборы,
которые есть в школе. Взаимодействуйте с другими организациями общего и дополнительного
образования, чтобы учащиеся сделали экспериментальную часть проекта на базе этих
организаций.
S Повысьте интерес к проекту
Взаимодействуйте с родителями ученика, с педагогом-психологом, чтобы помочь
старшекласснику больше заинтересоваться темой проекта и достичь целей.
S Обсудите продукт проекта
Помогите определить, каким он будет: альбом, бизнес-план, буклет, презентация веб-сайт, газета,
выставка, макет. Подготовьте определить необходимую материальную базу для создания.
S Организуйте защиту проекта
Варианты: на школьной конференции, на базе организации, в которой выпускник выполнял
практическую часть проекта. Пригласите на защиту представителей бизнес- сообщества,
социальных партнеров.

ПАМЯТКА
для ученика по выполнению индивидуального проекта
Как выполнить индивидуальный проект
S Выберите направленность проекта
Направленность проектов: социальная, исследовательская, инженерно-конструкторская,
информационная, творческая, бизнес-проектирование. Выберите ту, которая поможет вам
освоить будущую профессию
S Определите проблему, тему, проектные идеи
Чтобы определить проблему, тему и проектные идеи, используйте не только учебный материал
по предмету, но и межпредметные связи. Например, тема по медицине потребует знаний химии,
биологии, биохимии, биофизики, латыни, генной инженерии, психологии и других наук.
S Поучаствуйте в образовательных событиях
Выберите события, чтобы реализовать проект: мастер-классы, онлайн-курсы,
видеоконференции, всероссийские открытые уроки по профсамоопределению. Например,
образовательный интернет-портал «ПроеКТОриЯ» поможет решать проектные задачи для
бизнеса, определить свою профессиональную траекторию.
S Воспользуйтесь разными источниками
Поработайте в электронных библиотеках открытого доступа, посетите с экскурсией предприятия
вашего региона, научные лаборатории, музеи, чтобы расширить поиск информации и лучше
подготовить проект.
S Оценивайте каждый этап работы
Так вы увидите и скорректируете ошибки, лучше представите результаты проекта.
S Поучаствуйте в школьных мероприятиях
Выберите дискуссии, брейн-ринги, дебаты по содержанию проекта, чтобы лучше
аргументировать свою точку зрения, доказывать, приводить примеры и не волноваться на
выступлении.
S Попросите руководителя проекта помочь с оборудованием
Определите, какое лабораторное или мультимедийное оборудование, приборы нужны для
практической части проекта. Попросите руководителя провести исследование в других
организациях, если в школе нет нужного оборудования.
S Посетите консультации с руководителем проекта
Обсудите проектный продукт, который вы будете выполнять: альбом, бизнес-план,буклет,
презентацию, веб-сайт, газету, выставку, макет, чтобы руководитель смог обеспечить вам
необходимое оборудование.
S Подготовьтесь к защите
Изучите критерии оценки проекта и регламент выступления, придерживайтесь его на защите.
Говорите уверенно, выражайте мысль ясно и последовательно.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».