Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающихся с ЗПР 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для
обучающихся с задержкой психического развития
7 КЛАСС ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ
КЛАСС 7
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю 1;

всего за год 34

УЧИТЕЛЬ Евдошенко Людмила Андреевна
КАТЕГОРИЯ Первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
авторской программы по биологии: В. В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г. С. Калиновой,
З.Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни» 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
Москва «Просвещение», 2013).
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Биология. 7 класс.: учебник для общеобразовательных организаций/ В.В. Пасечник, С.В.
Суматохин, Г.С. Калинова; под ред. В.В. Пасечника. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016г.

с. Южаково
2021
1. Планируемые результаты освоения учебного курса Биология

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Содержание курса
направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
развитие познавательных и коммуникативных качеств личности:


Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий,
структурировать материал и др.
 Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих
личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;

2

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
3

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
В результате изучения курса «Живые организмы» выпускник научится:
 характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
 применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и
процессы;
 владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи);
 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности
человека в природе.

4

2. Содержание учебного предмета Биология
7 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Многообразие организмов, их классификация (1 час)
Многообразие организмов. Классификация организмов. Вид. Отличительные признаки
различных представителей разных царств живой природы.
Бактерии. Грибы. Лишайники (3 часа)
Бактерии. Грибы. Лишайники.
Многообразие растительного мира (13 часов)
Многообразие растений, принципы их классификации.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в
природе.
Семенные растения.
Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие
голосеменных в природе, использование человеком.

голосеменных.

Роль

Покрытосеменные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие.
Строение семян. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней. Побег и
почки. Строение стебля. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения побегов:
корневище, клубень, луковица. Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды.
Размножение покрытосеменных растений. Классификация покрытосеменных. Класс
Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные,
Мотыльковые. Класс Однодольные. Семейства: Лилейные, Злаки. Общая характеристика,
представители, значение в природе и жизни человека.
Лабораторные работы № 1, 2, 3, 4, 5 «Изучение внешнего строения водорослей»,
«Изучение внешнего строения мхов», «Изучение внешнего строения папоротника»,
«Изучение строения и многообразия голосеменных растений», «Изучение строения и
многообразия покрытосеменных растений».
Контрольная работа №1 по теме «Многообразие растительного мира».
Многообразие
животного
мира
(14
часов)
Общие сведения о животном мире. Простейшие, их классификация, строение, процессы
жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека. Паразитические простейшие.
Ткани. Органы и системы органов многоклеточных животных.
Тип Кишечнополостные: особенности строения и
Кишечнополостных. Многообразие кишечнополостных.

жизнедеятельности.

Значение

Тип Плоские черви.
Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви.
Моллюски: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Значение моллюсков в природе и
жизни человека.
Тип
Членистоногие:
Класс
Ракообразные,
Класс
Паукообразные,
Класс
Насекомые. Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.
5

Тип Хордовые. Строение и жизнедеятельности рыб. Многообразие и значение рыб.
Класс Земноводные. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие и значение пресмыкающихся.
Класс Птицы. Строение и жизнедеятельность птиц. Многообразие и значение птиц. К
Класс Млекопитающие. Строение и жизнедеятельность млекопитающих. Многообразие и
значение млекопитающих. Домашние млекопитающие.
Лабораторные работы № 6, 7, 8, 9 «Изучение многообразия одноклеточных
животных»,«Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных»,
«Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова», «Изучение
внешнего строения млекопитающих».
Контрольная работа №2 по теме «Многообразие животного мира».
Эволюция растений и животных, их охрана (2 часа)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных
водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных
животных.
Экосистемы (1час)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и
их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов
экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными. Охрана
растительного
и
животного
мира.
Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы: абиотические,
биотические, антропогенные. Искусственные экосистемы.

6

3. Календарно-тематическое планирование по биологии
7 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№
Тема
уро
ка
Многообразие организмов, их классификация (1 час)
1.
Многообразие организмов, их классификация. Вид –
основная единица систематики.
Бактерии, грибы, лишайники (3 часа)
2.
Бактерии –доядерные организмы. Роль бактерий в
природе и жизни человека.
3.
Грибы – царство живой природы. Многообразие
грибов, их роль в жизни человека. Грибы – паразиты
растений, животных, человека.
4.
Лишайники
–
комплексные
симбиотические
организмы.
Многообразие растительного мира (13 часов)
5.
Общая характеристика водорослей. Многообразие
водорослей. Значение водорослей в природе и жизни
человека.
6.
Высшие споровые растения. Моховидные.
7.

Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные.

8.

Голосеменные –
отдел
семенных
растений.
Разнообразие хвойных растений.
Покрытосеменные, или Цветковые. Строение семян.

9.
10.
11.

Виды
корней
и
типы
корневых
Видоизменение корней.
Побег и почки. Строение стебля.

систем.

12.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа.

13.

Видоизменения побегов.

14.

Строение и разнообразие цветков. Соцветия.

15.

Плоды. Размножение покрытосеменных растений.

16.

Дата
план

Примечания
факт

1
нед
сен
2
нед
сен
3
нед
сен
4
нед
сен
1
нед
окт
2
окт
3
окт
4
окт
1
ноя
2
ноя
3
ноя
4
ноя
1
дек
2
дек
3
дек
4
дек
3
янв

нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед

Классификация
покрытосеменных.
Класс
нед
Двудольные. Класс Однодольные.
17. Контрольная работа №1 по теме «Многообразие
нед
растительного мира»
Многообразие животного мира (13 часов)
18. Общие сведения о животном мире. Одноклеточные 4
нед
животные, или Простейшие.
янв
7

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Паразитические простейшие. Значение простейших.
Ткани, органы и системы органов многоклеточных
животных.
Тип
Кишечнополостные.
Многообразие
кишечнополостных.
Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.
Тип Круглые и тип Кольчатые черви.
Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски.
Класс Головоногие моллюски.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1
фев
2
фев
3
фев
4
фев
1
мар
Класс Паукообразные.
2
мар
Класс Насекомые. Многообразие насекомых.
3
мар
Тип Хордовые. Строение и жизнедеятельность рыб. 4
Приспособления рыб к условиям обитания. Значение мар
рыб.
Класс Земноводные.
1
апр
Класс Пресмыкающиеся.
2
апр
Класс Птицы. Многообразие птиц и их значение. 3
Птицеводство.
апр

30.

Класс Млекопитающие, или Звери. Многообразие
зверей. Домашние млекопитающие.
31. Контрольная работа №2 по теме «Многообразие
животного мира».
Эволюция растений и животных, их охрана (2 часа)
32. Этапы эволюции органического мира. Освоение суши
растениями и животными.
33. Охрана растительного и животного мира.
Экосистемы (2 часа)
34. Экосистема.
Среда
обитания
Экологические факторы.
Итого за год
к.р. – 2, л.р. – 9.

нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед

4
нед
апр
1
нед
мая
2
нед
мая
3
нед
мая

организмов. 4
нед
мая
34 часа

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».