Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для обучающихся с задержкой психического развития 8 КЛАСС ФГОС ООО НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ КЛАСС 8 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2; всего за год 68 УЧИТЕЛЬ Евдошенко Людмила Андреевна КАТЕГОРИЯ Первая СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) авторской программы по биологии: В. В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г. С. Калиновой, З.Г. Гапонюк (ФГОС Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2013). ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные) Биология. 8 класс.: учебник для общеобразовательных организаций/В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. 6-е изд. - М.: Просвещение, 2018г. с. Южаково 2021 1. Планируемые результаты освоения учебного курсаБиология Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности: • Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. • Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Изучение биологии в основной личностных результатов: школе обусловливает достижение следующих 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 2 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 3 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. В результате изучения курса «Человек и его здоровье» выпускник научится: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. 4 2. Содержание учебного предмета Биология 8 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека(2ч) Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Раздел 2. Происхождение человека (3 ч) Место человека в систематике, Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид. Раздел 3. Строение организма (5ч) Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Ткани. Строение нейрона. Нервы и нервные узлы. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Лабораторные и практические работы. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др. Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч) Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Динамическая и статическая работа. Нарушение осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Лабораторные и практические работы. Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела. Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома) Раздел 5. Внутренняя среда организма (4ч) Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа . Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Иммунитет. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Фагоцитоз. Естественный и искусственный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов. Раздел 6.Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч) Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Лабораторные и практические работы. 5 Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Раздел 7. Дыхание (5ч) Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости лёгких. Приемы искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Раздел 8. Пищеварение (6ч) Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Лабораторные и практические работы. Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдение: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании. Раздел 9. Обмен веществ и энергии (4ч) Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Лабораторные и практические работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (5ч) Наружные покровы тела человека. Строение функции кожи. Ногти и волосы. Рол кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма, закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечных ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза. Органы мочевыделительной систем, их строение и функции. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Раздел 11. Нервная система (6ч) Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг –центральная нервная система, нервы и нервные узлы-периферическая. Строение и функции спинного мозга . Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Соматический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие. Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5ч) Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение 6 глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Рецепторы слуха. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч) Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченови И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение . Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Речь как средство общения. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч) Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг т органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (3ч) Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половая системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание , общественный образ жизни, межличностные отношения. Интересы, склонности , способности. Выбор жизненного пути. 7 3. Календарно-тематическое планирование по биологии. 8 класс (68 часов, 2 часа в неделю) № Тема дата уро план факт ка Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа) Науки о человеке. Здоровье и его охрана. 1 нед 1 сен Становление наук о человеке 2 нед 9.09.20 2 сен 20 Раздел 2. Происхождение человека. (3ч) Систематическое положение человека 2 нед 3 сен Историческое прошлое людей. 2 нед 4 сен Расы человека. Среда обитания. 3 нед 5 сен Раздел 3. Строение организма. (5ч) Общий обзор организма человека 3 нед 6 сен Клеточное строение организма 4 нед 7 сен Ткани: эпителиальная, соединительная, 4 нед мышечная. сен 8 Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. 1 Лабораторная работа № 2 «Мигательный недокт 9 рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы». Контрольно-обобщающий урок по 1 10 разделам 1, 2, 3 недокт Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч) Значение опорно-двигательного аппарата, 2 его состав. Строение костей. недокт 11 Лабораторная работа № 3 «Изучение микроскопического строения кости» Скелет человека. Осевой скелет и скелет 2 12 конечностей. недокт Соединение костей. 3 13 недокт Строение мышц. Обзор мышц человека 3 14 Лабораторная работа № 4 «Мышцы недокт человеческого тела» Работа скелетных мышц и её регуляция. 4 15 Лабораторная работа № 5 «Влияние недокт 8 Примечания статической и динамической работы на утомление мышц». Нарушения опорно-двигательной системы 4 16 недокт Первая помощь при ушибах, переломах 1 нед 17 костей и вывихах суставов. ноя Раздел 5. Внутренняя среда организма. (4ч) Кровь и остальные компоненты внутренней 1 нед 18 среды организма ноя Борьба организма с инфекцией. 2 нед 19 Иммунитет. ноя Иммунология на службе здоровья 2 нед 20 ноя Контрольно-обобщающий урок по 3 нед 21 разделам 4, 5 ноя Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая система организма. (6ч) 22 Транспортные системы организма 3 нед ноя 23 Круги кровообращения 4 нед Лабораторная работа № 6 ноя «Изучение особенностей кровообращения» 24 Строение и работа сердца 4 нед ноя 25 Движение крови по сосудам. Регуляция 1 нед кровоснабжения. дек Лабораторная работа № 7 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». 26 Гигиена сердечно-сосудистой системы. 1 Первая помощь при заболеваниях сердца и дек сосудов. Лабораторная работа № 8 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку». 27 Первая помощь при кровотечениях 2 дек Раздел 7. Дыхание. (5 ч) 28 Значение дыхания. Органы дыхательной 2 системы. Дыхательные пути, дек голосообразование. Заболевание дыхательных путей. 29 Легкие. Легочное и тканевое дыхание. 3 дек 30 Механизм вдоха и выдоха. Регуляция 3 дыхания. Охрана воздушной среды. дек 31 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель 4 здоровья. Болезни и травмы органов дек дыхания: их профилактика, первая помощь. 9 нед нед нед нед нед нед Приемы реанимации. Лабораторная работа № 9 «Определение частоты дыхания» 32 Контрольно-обобщающий урок по 4 нед разделам 5-7 дек Раздел 8. Пищеварение. (6ч) 33 Питание и пищеварение 3 недянв 34 Пищеварение в ротовой полости 3 недянв 35 Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие 4 ферментов слюны и желудочного сока. недянв Лабораторная работа № 10. «Изучение действия слюны на крахмал» 36 Всасывание. Роль печени. Функции 4 толстого кишечника. недянв 37 Регуляция пищеварения 1 недфев 38 Гигиена органов пищеварения. 1 Предупреждение желудочно-кишечных недфев инфекций Раздел 9 Обмен веществ и энергии. (4ч) 39 Обмен веществ и энергии -основное 2 свойство всех живых существ недфев 40 Витамины 2 недфев 41 Энергозатраты человека и пищевой рацион. 3 Лабораторная работа № 11 недфев «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена». 42 Контрольно-обобщающий урок по 3 разделам 8,9 недфев Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (5ч) 43 Покровы тела. 4 Кожа-наружный покровный орган недфев 44 Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 4 Болезни кожи. недфев 45 Терморегуляция организма. Закаливание. 1 нед мар 46 Выделение 1 нед мар 47 Обобщающий урок по разделу 10 2 нед мар Раздел 11. Нервная система. (6ч) 48 Значение нервной системы 2 нед мар 49 Строение нервной системы. Спинной мозг 3 нед мар 10 50 Строение головного мозга. Функции 3 нед продолговатого и среднего мозга, моста и мар мозжечка. 51 Функции переднего мозга 4 нед мар 52 Соматический и автономный 4 нед (вегетативный отделы) нервной системы. мар 53 Урок обобщения и контроля по разделу 11 1 недапр Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств. (5ч) 54 Анализаторы 1 недапр 55 Зрительный анализатор 2 недапр 56 Гигиена зрения. Предупреждение глазных 2 болезней. недапр 57 Слуховой анализатор 3 недапр 58 Органы равновесия, кожно-мышечное 3 чувство, обоняние и вкус недапр Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 ч) 59 Вклад отечественных ученых в разработку 4 учения о высшей нервной деятельности. недапр 60 Врожденные и приобретенные программы 4 поведения недапр 61 Сон и сновидения 1 нед мая 62 Особенности высшей нервной 1 нед деятельности человека. Речь и сознание. мая Познавательные процессы. 63 Воля. Эмоции. Внимание 2 нед мая Раздел 14. Железы внутренней секреции. (2ч) 64 Роль эндокринной регуляции 2 нед мая 65 Функция желёз внутренней секреции 3 нед мая Раздел 15. Индивидуальное развитие организма. (3ч) 66 Жизненные циклы. Размножение. Половая 3 нед система. Развитие зародыша и плода. мая Развитие ребёнка после рождения. 67 Итоговаяконтрольная работа за курс 8 4 нед класса. мая 68 Становление личности. Интересы, 4 нед склонности, способности мая Итого за год к.р. – 6, л.р. – 11. 68 часов 11