Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с задержкой психического развития
ПО ГЕОГРАФИИ
5 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ география
КЛАСС
5
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю
1
; всего за год
34
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева – 2-е изд.
– М.: Просвещение, 2011. – 176с. - ISBN 978-5-09-021679-1.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб.для общеобразоват. организаций/
А.А.Лобжанидзе. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 156с. : ил, карт. – (Сферы). – ISBN
978-5-09-036181-1.
с. Южаково
2021
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
В соответствии с ключевыми задачами основного общего образования
требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в
себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности,
обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания населяющих
ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей
этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли и её крупных регионов и стран, о России как субъекте мирового
географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
2
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического
сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их
необходимости для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
3
4)
5)
6)
7)
8)
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на
разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами
картографической
грамотности
и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целостного поведения в окружающей среде.
Ученик научится:
• использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
4
2.
Содержание учебного предмета «География» 5 класс
География. Планета Земля, 5 класс. (34ч)
Раздел 1. Источники географической информации (21ч)
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире.
Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических
исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на
глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы
изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас.
Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане.
Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана
местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана
местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана.
Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте.
Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных
высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и
сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический
метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек (13ч)
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма,
размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение
солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его
изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры,
её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и
взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия
жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение
безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.
Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил
Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана.
Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности
жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной
деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Резервное время – 1 час – используется для проведения уроков обобщения и
закрепления, коррекции знаний.
3.
Тематическое планирование (5 класс)
5
№
Тема урока
Дата
план
Примеча
ние
факт
География: древняя и современная наука (2ч)
1
неделя
2
неделя
&1
2.
География: древняя и современная наука. Зарождение
науки о Земле. Система географических наук.
География в современном мире. Географические объекты,
явления и процессы.
Развитие географических знаний о Земле (7ч)
3.
География в древности.
&3
4.
Географические знания в древней Европе.
5.
География в эпоху Средневековья; Азия, Европа.
6.
Открытие Нового Света.
7.
Эпоха Великих географических открытий.
8.
Открытие Австралии и Антарктиды
9.
10.
Современные географические исследования. Развитие
географических знаний о Земле.
Изображения земной поверхности и их использование
(12ч)
Изображения земной поверхности
3
неделя
4
неделя
5
неделя
6
неделя
7
неделя
8
неделя
9
неделя
&10
11.
Масштаб.
12.
Условные знаки.
13.
Способы изображения неровностей земной поверхности.
14.
Стороны горизонта. Ориентирование.
15.
Составление плана местности
16.
Съёмка местности.
17.
Географические карты
18.
Параллели и меридианы
19.
Географические координаты.
10
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя
1.
6
&2
&4
&5
&6
&7
&8
&9
&11
&12
&13
&14
&15
&16
&17
&18
&19
20.
Географические информационные системы.
21.
Изображения земной поверхности и их использование.
20
неделя
21
неделя
&20
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
&21
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
неделя
34
неделя
34 часа
&25
Земля – планета Солнечной системы (5ч)
22.
Земля в Солнечной системе.
23.
Осевое вращение Земли.
24.
Орбитальное движение Земли
25.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
26.
Земля — планета Солнечной системы
&22
&23
&24
Литосфера – каменная оболочка Земли (8ч)
27.
Строение Земли. Горные породы.
28.
Классификация горных пород по происхождению.
29.
Земная кора и литосфера.
30.
Рельеф Земли.
31.
Внутренние силы Земли.
32.
Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа
33.
Деятельность человека и рельеф.
34.
Человек и мир камня. Литосфера — каменная оболочка
Земли.
Итого за год
к.р. _2__
7
&25
&26
&27
&28
&29
&30