Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся с ЗПР 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с задержкой психического развития
ПО ГЕОГРАФИИ
6 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ география
КЛАСС

6

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

1

; всего за год

34

УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева – 2-е изд.
– М.: Просвещение, 2011. – 176с. - ISBN 978-5-09-021679-1.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб.для общеобразоват. организаций/
А.А.Лобжанидзе. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 156с. : ил, карт. – (Сферы). – ISBN
978-5-09-036181-1.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

В соответствии с ключевыми задачами основного общего образования
требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в
себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности,
обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания населяющих
ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей
этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли и её крупных регионов и стран, о России как субъекте мирового
географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
2

10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического
сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их
необходимости для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3

3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на
разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами
картографической
грамотности
и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целостного поведения в окружающей среде.
Ученик научится:
• использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.

4

2.

Содержание учебного предмета «География» 6 класс

География. Планета Земля, 6 класс. (34ч)
Раздел 1. Гидросфера — водная оболочка Земли (9 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового
океана. Методы изучения морских глубин.Свойства вод Мирового океана. Движение воды
в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и
океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в
формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их
значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники
загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и
режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения
географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади
водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для
человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.
Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей
горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на
Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое
распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с
ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и
опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними,
правила обеспечения личной безопасности.
Раздел 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (10 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и
годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры
с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их
виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние
атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой.
Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс;
условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы
и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью
приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров;
выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических
задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности
воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила
обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.
Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в
экстремальных климатических условиях.
Раздел 3. Биосфера Земли (5 часов)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности
распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и
взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде
обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная
поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана
растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным
миром как способ определения качества окружающей среды.
Раздел 4. Почва как особое природное образование (1 час)
5

Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и
разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные
типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной
деятельности в сохранении и улучшении почв.
Раздел 5. Географическая оболочка Земли (8 часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её
составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные.
Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная
зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия
компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Географическая оболочка как окружающая человека среда.

6

3.

Тематическое планирование (6 класс)

№

Тема урока

Дата
план
факт

Примеча
ние

География: древняя и современная наука (1ч)
1.

География: древняя и современная наука.

1
неделя

&1

2
неделя
3
неделя
4
неделя
5
неделя
6
неделя
7
неделя
8
неделя
9
неделя
10
неделя

&31

11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя

&39

Гидросфера — водная оболочка Земли (9 часов)
2.

Гидросфера.

3.

Мировой океан.

4.

Движение воды в океане.

5.

Реки.

6.

Озёра и болота.

7.

Подземные воды.

8.

Ледники и многолетняя мерзлота.

9.

Человек и гидросфера.

10.

Гидросфера — водная оболочка Земли

&32
&33
&34
&35
&36
&37
&38

Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 часов)
11.

Атмосфера.

12.

Температура воздуха.

13.

Влажность воздуха. Облака.

14.

Атмосферные осадки.

15.

Атмосферное давление.

16.

Ветер.

17.

Погода.

18.

Климат.

19.

Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера.

7

&40
&41
&42
&43
&43
&44
&45
&46,&47

20.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

20
неделя

Биосфера – оболочка жизни (5 часов)
21.

Биосфера.

22.

Жизнь в океане и на суше.

23.

Значение биосферы.

24.

Человек – часть биосферы.

25.

26.

Экологические проблемы в биосфере. Биосфера –
оболочка жизни.
Географическая оболочка – самый крупный
природный комплекс (9ч)
Географическая оболочка.

27.

Природные комплексы.

28.

Почва.

29.

Ледяные пустыни и тундры.

30.

Леса.

31.

Степи и саванны. Засушливые области планеты.

32.

Природные комплексы Мирового океана.

33.

Всемирное наследие человечества. Природное и
культурное наследие.
Географическая оболочка – самый крупный природный
комплекс
Итого за год
к.р. _2__

34.

8

21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя

&48

26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
неделя
34
неделя
34 часа

&53

&49
&50
&51
&52

&54
&55
&56
&57
&58
&59,&60
&61, &62


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».