Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся с ЗПР 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с задержкой психического развития
ПО ГЕОГРАФИИ
7 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ география
КЛАСС

7

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

2

; всего за год

68

УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева – 2-е изд.
– М.: Просвещение, 2011. – 176с. - ISBN 978-5-09-021679-1.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
География. Земля и люди. 7 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ А.П.Кузнецов,
Л.Е.Савельева, В.П.Дронов. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 175с. : ил, карт. –
(Сферы). – ISBN 978-5-09-035988-7.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

В соответствии с ключевыми задачами основного общего образования
требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в
себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности,
обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания населяющих
ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей
этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли и её крупных регионов и стран, о России как субъекте мирового
географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
2

10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического
сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их
необходимости для решения современных практических задач человечества и
своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3

3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во
времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы,
жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на
разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами
картографической
грамотности
и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целостного поведения в окружающей среде.
Ученик научится:
• использовать
различные
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе
инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели,
характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в
пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической
информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.

4

2.

Содержание учебного предмета «География» 7 класс

География. Земля и мир, 7 класс. (70ч)
Как люди открывали и изучали Землю. (3 ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова.
Части света. Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о
Земле. Источники географической информации. Карта — особый источник
географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта —
особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по
охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических
исследований.
Раздел 1. Главные особенности природы Земли (9 ч)
Литосфера и рельеф Земли Происхождение материков и океанов. Происхождение
Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта
строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.
Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина
разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.
Атмосфера и климаты земли. Распределение температуры воздуха и осадков на Земле.
Воздушные массы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле.
Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные
массы. Роль воздушных течений в формировании климата.
Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические
пояса. Климатообразующие факторы.
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды Мирового океана.
Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод
Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема
поверхностных течений. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические
богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки.
Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот
веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.
Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные
комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.
Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон.
Закономерность размещения при родных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная
поясность.
Раздел 2. Население Земли (3 ч)
Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на
численность населения. Размещение людей на Земле.
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные
религии. Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Основные
виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы.
Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы
мира. Многообразие стран, их основные типы.
Основные виды учебной деятельности:
Раздел 3. Океаны и материки (50 ч)
Океаны. Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Особенности
географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы.
Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.
Южные материки. Общие особенности природы южных материков. Особенности
географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие
особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных
зон. Почвенная карта.
5

Африка. Географическое положение. Исследования Африки. Географическое положение.
Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки
русскими путешественниками и учеными. Рельеф и полезные ископаемые. Основные
формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.
Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки.
Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.
Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты
природных зон. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.
Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.
Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.
Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Алжира.
Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Общая характеристика региона.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.
Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая характеристика региона. Географическое
положение, природа, на# селение, хозяйство Эфиопии.
Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Общая характеристика
региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской
Республики.
Австралия и Океания. Географическое положение. История открытия. Рельеф и
полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. История
открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных
ископаемых. Климат. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата
материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды Природные зоны.
Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении
природных зон. Своеобразие органического мира. Австралийский Союз. Население.
Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.
Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия
и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и
культурного наследия.
Южная Америка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования
материка. Географическое положение. История открытия и исследования материка.
Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа
материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений
полезных ископаемых. Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы.
Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и
климата материка. Природные зоны. Своеобразие органического мира материка.
Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности
человека. Охрана природы. Население. История заселения материка. Численность,
плотность, этнический состав населения. Страны. Страны востока материка. Бразилия.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.
Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа,
население, хозяйство Перу.
Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.
Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные
исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат.
Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.
Северные материки. Общие особенности природы северных материков.
Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты
климата и природных зон.
Северная Америка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования
материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.
6

Русские исследования Северо-Западной Америки. Рельеф и полезные ископаемые.
Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф.
Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых. Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические
пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке.
Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.
Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и
национальные парки Канады. Соединенные Штаты Америки. Географическое положение,
природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.
Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение,
природа, население, хозяйство Мексики.
Евразия. Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности
географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.
Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области
землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические
пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их
распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение.
Многолетняя мерзлота. Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и
характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии.
Страны. Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство.
Комплексная характеристика стран региона.
Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение,
природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции
и Германии. Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия,
Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии.
Белоруссия. Украина. Молдавия. Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика
региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники
всемирного наследия региона. Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика
региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и
Азербайджана. Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана,
Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии. Страны Восточной Азии. Общая
характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство,
памятники всемирного наследия Китая и Японии. Страны Южной Азии. Индия. Общая
характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство
Индии. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.
Раздел 4. Географическая оболочка — наш дом (2 ч)
Закономерности географической оболочки. Закономерности географической оболочки:
целостность, ритмичность, зональность. Взаимодействие природы и общества. Значение
природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на
природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее
охране.
Резерв времени – 3 часа.

7

3.
№

Тематическое планирование (7 класс)
Тема урока

Дата
план

Примеча
ние

факт

1.

Географический взгляд на Землю: разнообразие
территории, уникальность географических объектов.
Природа Земли: главные закономерности (10 ч)

1
неделя

2.

Материки и океаны на поверхности Земли

&1

3.

Материки и части света

4.

Рельеф Земли

5.

История формирования рельефа Земли

6.

Климатообразующие факторы

7.
8.

Характеристика основных и переходных климатических
поясов
Мировой океан

9.

Воды суши

10.

Природная зональность

11.

Природа Земли: главные закономерности

1
неделя
2
неделя
2
неделя
3
неделя
3
неделя
4
неделя
4
неделя
5
неделя
5
неделя
6
неделя
6
неделя
7
неделя
7
неделя
8
неделя
8
неделя
9
неделя
9
неделя
10
неделя

&10,11

&2
&3
&4
&5
&6
&7
&8
&9

Человек на планете Земля (9 ч)

14.

Историко-географические закономерности заселения
человеком Земли
Численность населения Земли. Размещение людей на
планете Земля
Народы, языки, религии мира

15.

Хозяйственная деятельность людей

16.

Города и сельская местность

17.

Страны мира

18.

Историко-культурные районы мира

19.

Человек на планете Земля

12.
13.

Океаны (4 ч)
8

&12
&13
&14
&15
&16
&17

20.

Атлантический океан

21.

Тихий океан

22.

Индийский океан

23.

Северный Ледовитый океан

10
неделя
11
неделя
11
неделя
12
неделя

&18

12
неделя
13
неделя
13
неделя
14
неделя
14
неделя

&22

15
неделя
15
неделя
16
неделя
16
неделя
17
неделя
17
неделя

&26

18
неделя
18
неделя
19
неделя
19
неделя
20
неделя

&31

&19
&20
&21

Африка (5 ч)
24.

Особенности природы Африки

25.

Районирование Африки

26.

Население Африканского континента

27.

Страны Африки: Южно-Африканская Республика

28.

Страны Африки: Египет, Демократическая Республика
Конго
Южная Америка (6 ч)

29.

Особенности природы Южной Америки

30.

Природные районы материка: равнинный Восток

31.

Природные районы материка: Анды

32.

Население Южной Америки

33.

Страны Южной Америки: Бразилия

34.

Страны Южной Америки: Венесуэла, Перу

&23
&23
с.76
с.78

&27
&28
&29
С.96
С.98

Австралия и Океания (5 ч)
35.

Особенности природы Австралии

36.

Особенности природы Океании

37.

Население Австралии и Океании

38.

Австралийский Союз

39.

Самоа
Антарктида (3 ч)
9

&32
&33
&34
&35

40.

Характеристика природы материка

41.

Освоение Антарктиды человеком

42.

Южные материки

20
неделя
21
неделя
21
неделя

&36

22
неделя
22
неделя
23
неделя
23
неделя
24
неделя
24
неделя

&38

25
неделя
25
неделя
26
неделя
26
неделя
27
неделя
27
неделя
28
неделя
28
неделя
29
неделя
29
неделя
30
неделя
30
неделя
31

&43

&37

Северная Америка (6 ч)
43.

Особенности природы Северной Америки

44.

Равнинные районы Северной Америки

45.

Горы Северной Америки

46.

Освоение человеком материка

47.

Страны Северо-Американского континента: США

48.

Страны Северо-Американского континента: Канада и
Мексика
Евразия (15 ч)

49.

Особенности природы Евразии

50.

Особенности природы Евразии

51.

Районы Евразии: западная часть Европы,
Северная, Средняя и Южная Европа

52.

54.

Районы Евразии: Северная Евразия, Северо-Восточная и
Восточная Азия, Северная Евразия, Северо-Восточная
Районы Евразии: Южная, Юго-Западная и Центральная
Азия
Человек на территории Евразии

55.

Страны Европы: Норвегия

56.

Страны Европы: Великобритания

57.

Страны Европы: Германия и Франция

58.

Страны Европы: Италия и Чехия

59.

Страны Азии: Индия

60.

Страны Азии: Китай

61.

Страны Азии: Япония и Республика Корея

53.

10

&39
&40
&41
&42
с.130

&44
&45
&46
&45,46
&47
&48
с.148
с.150,с.152
с.154,с.156
&49
с.160
с.162,с.164

неделя
62.

Страны Азии: Турция и Казахстан

63.

Северные материки

31
неделя
32
неделя

Общечеловеческие проблемы (2 ч)
64.

Общечеловеческие проблемы

65.
66.

Разработка проекта по улучшению местной
экологической обстановки
Резервное время

67.

Резервное время

68

Резервное время
Итого за год

к.р. _2__

11

32
неделя
33
неделя
33
неделя
34
неделя
34
неделя
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».