Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся с ЗПР 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с задержкой психического развития
ПО ГЕОГРАФИИ
9 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ география
КЛАСС

9

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

2

; всего за год

66 (68)

УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9
классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И.
Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. — 112 с. — ISBN
978-5 - 09- 026900- 1.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
География. 9 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ А.И.Алексеев. – 7-е изд.,
перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 239с.: ил, карт. – (Полярная звезда). – ISBN 978-5-09071733-5.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

В соответствии с ключевыми задачами основного общего образования
требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
прямо связаны с основными направлениями личностного развития и включают в
себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Источники географической информации
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать
зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты,
- процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного
содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России; и её отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий с контекстом из реальной жизни.
Природа России
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы
страны и отдельных регионов;
- сравнивать особенности природы регионов страны;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;
- создавать собственные тексты и устные сообщения (в т. ч. в форме презентаций) об
особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников
информации.
Население России
Выпускник научится:
- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения России и отдельных регионов и стран; половозрастную структуру,
2

особенности размещения населения по территории России, географические различия в
уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,
языковому и религиозному составу;
- объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения
населения России и её отдельных регионов;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных
процессов или закономерностей;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач
в контексте реальной жизни.
Хозяйство России
Выпускник научится:
- различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;
- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий
по территории страны;
- объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения
отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной
жизни.
Районы России
Выпускник научится:
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социальноэкономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни,
качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

3

2.

Содержание учебного предмета «География» 9 класс

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Регионы России (10 ч)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. СеменоваТян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по
населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения.
Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России.
Европейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западносибирская
равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный
Кавказ и Дальний Восток.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Экологическая безопасность России.
Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических
снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных
регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.
Европейская Россия (32 ч)
Тема 1. Центральная Россия (10 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического
положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и
степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города
Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и
культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства.
Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки.
Проблемы сельской местности.
Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1 и 2).
Работа с текстом; подготовка к дискуссии.
Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других
источников информации.
Тема 2. Северо-Запад (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природноресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм.
Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние
природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли
специализации. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3).
Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России».
Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных
ценностей».
Тема 3. Европейский Север (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного
потенциала. Специализация района.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная
архитектура, художественные промыслы.
4

Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск,
Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4).
Составление карты.
Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических
карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам
района.
Тема 4. Европейский юг (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и
ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность.
Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная
пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации
района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Городакурорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного
Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5).
Изучение своего края.
Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе
тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.
Тема 5. Поволжье (4 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы.
Волга — главная хозяйственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные
города. Волжские города-миллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические
проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6).
Изучение проблем Поволжья.
Тема 6. Урал (5 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в
обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и
ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский
заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации.
Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России.
Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал — экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей
среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Оценка
ресурсов региона.
Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного
развития западной и восточной частей Урала.
Азиатская Россия (15 ч)
Тема 7. Сибирь (9 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные
условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные
народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль.
Хозяйство. Отрасли специализации.
5

Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна
из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного
природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и
перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8).
Составление карты.
Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения.
Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного наследия.
Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные
города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9).
Разработка туристического маршрута.
Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с
целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических
карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и
дополнительной литературы.
Тема 8. Дальний Восток (6 ч)
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая
«молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные
контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира.
Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные
народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое
хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая
периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10).
Пишем реферат.
Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на
хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование
варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
Заключение (11 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные,
торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими
государствами.

6

3.

Тематическое планирование (9 класс)

№

Тема урока

Дата
план

Примеча
ние

факт

Хозяйство России
1

Районирование России

2

Развитие хозяйства

3

Особенности экономики России

4

Особенности экономики России

5
6

Топливно-энергетический комплекс. Угольная
промышленность
Нефтяная промышленность

7

Газовая промышленность

8

Электроэнергетика.

9

Чёрная металлургия

10

Цветная металлургия

11

Машиностроение

12

Химическая промышленность

13

Лесопромышленный комплекс

14

Сельское хозяйство. Растениеводство

15

Сельское хозяйство. Животноводство

16

Сельское хозяйство

17

Транспортная инфраструктура

18

Транспортная инфраструктура

19

Социальная инфраструктура

20

Социальная инфраструктура

21

Информационная инфраструктура

1
неделя
1
неделя
2
неделя
2
неделя
3
неделя
3
неделя
4
неделя
4
неделя
5
неделя
5
неделя
6
неделя
6
неделя
7
неделя
7
неделя
8
неделя
8
неделя
9
неделя
9
неделя
10
неделя
10
неделя
11
неделя

&1
&2
&3
&4
&5
&6
&7
&8
&9
&10
&11
&12
&13
&14
&15
&16
&17
&18
&19
&20

Регионы России Центральная Россия
22

Пространство Центральной России

11
неделя
7

&21

23

Центральная Россия: освоение территории и население

24

Центральная Россия: хозяйство

25

Центральная Россия: хозяйство

26

Центральная Россия: хозяйство

27

Москва – столица России

28

Центральная Россия

12
неделя
12
неделя
13
неделя
13
неделя
14
неделя
14
неделя

&22

15
неделя
15
неделя
16
неделя
16
неделя
17
неделя

&27

17
неделя
18
неделя
18
неделя
19
неделя
19
неделя

&31

20
неделя
20
неделя
21
неделя
21
неделя
22
неделя

&35

22
неделя
23
неделя

&39

&23
&24
&25
&26

Европейский Северо-Запад
29

Пространство Северо-Запада

30

Северо-Запад: «окно в Европу»

31

Северо-Запад: хозяйство

32

Санкт-Петербург – культурная столица России

33

Европейский Северо-Запад

&28
&29
&30

Европейский Север
34

Пространство Европейского Севера

35

Европейский Север: освоение территории и население

36

Европейский Север: хозяйство и проблемы

37

Европейский Север: хозяйство и проблемы

38

Европейский Север

&32
&33
&34

Европейский Юг
39

Пространство Европейского Юга

40

Европейский юг: население

41

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство

42

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство

43

Европейский Юг

&36
&37
&38

Поволжье
44

Пространство Поволжья

45

Поволжье: освоение территории и население

8

&40

46

Поволжье: хозяйство и проблемы

47

Поволжье: хозяйство и проблемы

48

Поволжье

23
неделя
24
неделя
24
неделя

&41

25
неделя
25
неделя
26
неделя
26
неделя
27
неделя

&43

27
неделя
28
неделя
28
неделя
29
неделя
29
неделя
30
неделя

&47

30
неделя
31
неделя
31
неделя
32
неделя
32
неделя
33
неделя
33
неделя
34
неделя
34
неделя
66 (68) часов

&52

&42

Урал
49

Пространство Урала

50

Урал: население и города

51

Урал: освоение территории и хозяйство

52

Урал: освоение территории и хозяйство

53

Урал

&44
&45
&46

Сибирь
54

Пространство Сибири

55

Сибирь: освоение территории, население и хозяйство

56

Западная Сибирь

57

Восточная Сибирь

58

Западная и Восточная Сибирь

59

Сибирь

&48
&49
&50
&51

Дальний Восток
60

Пространство Дальнего Востока

61

Дальний Восток: освоение территории и население

62

Дальний Восток: хозяйство

63

Дальний Восток: хозяйство и перспективы

64

Дальний Восток: хозяйство и перспективы

65

Россия в мире

66

Россия в мире

67

Резервное время

68

Резервное время
Итого за год

к.р. _2__
9

&53
&54
&55
&56
&57


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».