Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по родному языку (русскому) 9 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
9 КЛАСС (ОВЗ ЗПР)
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ родной язык (русский)
КЛАСС 9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 0,5; всего за год 17
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по русскому языку к учебнику для 9 класса
общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.
А. Тростенцовой и др. (М., «Просвещение», 2012 г.)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Русский родной язык. ФГОС. 9 класс Авторы Александрова О.М.,
Загоровская О.В., Богданов С.И. и др.: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2019. (127 стр.)
с. Южаково
2021

1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на
уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение
знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и
отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нѐм:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как
развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей
общества; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию,
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации).

Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как
науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка;
способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки
языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
4. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5. Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
2

сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах (формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные
этнокультурные
традиции;
эстетическое,
эмоционально-ценностное
видение
окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Смысловое чтение.
3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем; работать
3

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).

4

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
9 класс (17 ч.)
Раздел 1. Язык и культура (7 ч.)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
(обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные
примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический
бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление
имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация
процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (4 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. ипичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. автология. Плеоназм. ипичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление:
управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с
количественными числительными в словосочетаниях с распределительным
значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу,
обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление
предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы —
приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в
частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка
рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как
будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚
введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
2.

5

Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. спользование
графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот,
шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные
элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Резервный урок.

6

3.
№

Тематическое планирование (9 класс)
Тема урока

Дата
план

факт

1.

Раздел 1. Язык и культура – 7 часов
Отражение в русском языке культуры и истории русского
народа.

2.

Ключевые слова русской культуры.

3.

Крылатые слова и выражения в русском языке.

4.

Развитие русского языка как закономерный процесс.

5.

Основные тенденции развития современного русского языка.
Новые иноязычные заимствования в современном русском
языке.
Словообразовательные неологизмы в современном русском
языке. Переосмысление значений слов в современном русском
языке. Стилистическая переоценка слов в современном
русском языке. Проверочная работа № 1.
Раздел 2. Культура речи – 4 часа
Основные орфоэпические нормы современного русского
25
литературного языка.
неделя
Основные лексические нормы современного русского
26
литературного языка. Паронимы и точность речи.
неделя
Основные грамматические нормы современного русского
27
литературного языка.
неделя
Основные грамматические нормы современного русского
28
литературного языка. Проверочная работа №2.
неделя
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст – 6 часов
Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов.
29
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
неделя
30
Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный
неделя
подстиль. Доклад, сообщение.
31
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
неделя
32
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.
неделя
33
Проверочная работа №3.
неделя
34
Резервный урок.
неделя
17 ч.
ИТОГО:

6.
7.

8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.

7

18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя

Примеч
а
ние


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».