Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по литературе на родном языке (русском) 9 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) (ОВЗ ЗПР)
9 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ литература на родном языке (русском)
КЛАСС 8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю 0,5 ч.; всего за год 17 ч.
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по литературе к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы.
Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. (М.,
«Просвещение», 2016 г.) ФГОС
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Литература. ФГОС. 8 класс, авторы Коровина В.Я. и др. Учебник для
общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2016. Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ (288 стр.)
с. Южаково
2021

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
2

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных
формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы
в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по
таблице составлять сплошной) текст;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат;
технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и
делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать
тексты различного типа, стиля, жанра;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и
диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Литература на родном языке (русском)» является
сформированность следующих умений:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
3

высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия,
но и интеллектуального осмысления».
Учащийся научится:
- владеть различными видами пересказа,
- пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку
зрения;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
- пересказывать сказку, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные
средства;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать
фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
- характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
- формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного
текста;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
- характеризовать нравственную позицию героев;
- формулировать художественную идею произведения;
- формулировать вопросы для размышления;
- участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
4

- давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства,
аргументировано оценивать их;
- выразительно читать произведения лирики;
-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты
в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

5

2. Содержание учебного предмета 9 класс (17 часов)
Своеобразие литературы на родном языке (русском) (1 час)
Великая сила литературы. Жанры и литературные роды
Древнерусская литература (2 часа)
Т е о р и я. Древнерусская литература. Летопись. «Великое наследие» (Д.С. Лихачѐв)
«Повесть временных лет» и еѐ традиции. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).
Нравственные заветы Древней Руси.
«Задонщина». Жанровая «перекличка» со «Словом о полку Игореве».
Т е о р и я: формирование публицистики как жанра. «Житие протопопа Аввакума».Героический
образ духовной личности.
Духовная традиция в русской поэзии (1 час)
М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве».
Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в русской поэзии. Человек в системе мироздания.
Проблема предназначения человека. Тема духовного поиска. Бог в окружающем мире и в душе
человека. Тема восхваления Творца. Образ Христа.
Написание сочинения-эссе на литературную тему.
Из литературы XVIII века (1 час)
Н.М. Карамзин Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века (6 часов)
В.А. Жуковский «Людмила» Т е о р и я. Жанр баллады. Национальные черты в образах героев
баллад.
А.С. Пушкин «Медный всадник» Т е о р и я. Поэма. «Маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери».
Природа гениальности (или «Каменный гость». Неотвратимость возмездия как вечный
сюжет в литературе.) Т е о р и я: драма. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ
летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде
летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет
будущим поколениям.
М.Ю.Лермонтов Поэма «Демон». Изображение романтического героя в драматических
обстоятельствах.
А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Т е о р и я. Лирика.
Стихи. Ритм. Размеры. Художественные особенности. Поэтические традиции XIX века
А.А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет.
Композиция. Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
И.С. Тургенев «Вешние воды» Т е о р и я. Повесть. Необыкновенная красота и тонкий
лиризм, герои, их характеры и судьбы, сложность человеческих взаимоотношений.
Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к
жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.
Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании
Достоевского.
А.П. Чехов «Студент» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет. Композиция.
Из литературы ХХ века (6 часов)
И.А. Бунин «Тѐмные аллеи» Рассказы из цикла. Бунинская философия любви как о «некий
высший напряженный момент бытия», который озаряет всю жизнь человека.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в
поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
В.Г. Распутин «Женский разговор» Нравственные уроки в рассказе В. Распутина
«Женский разговор».
Е.В. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро» Т е о р и я. Рассказ. Сюжет. Композиция. Образ
героини произведения: красота внутренняя и внешняя.
Великая Отечественная война в творчестве русских писателей. Ю.В.Бондарев «Горячий снег»
Т е ор и я. Роман. «Уроки, заданные человечеству войной».
6

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на
дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё
былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не
скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я
вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр,
выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Итоговый урок по курсу родной литературы в 9 классе. Картина мира и
художественное произведение. Сюжеты, герои, художественные особенности изученных
произведений.

7

3. Тематическое планирование. 9 класс
№

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.

14.

Тема урока

Дата (сроки)
план
факт

Своеобразие литературы на родном языке (русском) в 9 классе (1 ч.)
Великая сила литературы. Жанры и литературные роды.
1
неделя
Древнерусская литература (2 ч.)
Древнерусская литература. Летопись. «Повесть
2
временных лет» и её традиции. «Поучение» Владимира
неделя
Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.
«Задонщина». Жанровая «перекличка» со «Словом о
3
полку Игореве». «Житие протопопа Аввакума».
неделя
Героический образ духовной личности.
Духовная традиция в русской поэзии XVIII века (1 ч.)
М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о Божием
4
величестве». Г.Р.Державин «Бог». Религиозные мотивы в
неделя
русской поэзии.
Из литературы XVIII века (1 ч.)
Н.М. Карамзин. Сказания, легенды, рассказы из «Истории
5
государства Российского».
неделя
Из литературы XIX века (6 ч.)
В.А. Жуковский «Людмила». Национальные черты в
6
образах героев баллад. А.С. Пушкин. Поэма «Медный неделя
всадник». Человек и история в поэме.
А.С. Пушкин. «Маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери».
7
Природа
гениальности.
«Каменный
гость».
неделя
Неотвратимость возмездия как вечный сюжет в
литературе.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Демон». Образ демона.
8
А.Н. Апухтин. Стихотворение «День ли царит, тишина ли неделя
ночная…». Поэтические традиции XIX века.
А.А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке».
9
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство неделя
чувств героя рассказа.
И.С. Тургенев. «Вешние воды». Необыкновенная красота
10
и тонкий лиризм, герои, характеры и судьбы, сложность неделя
человеческих взаимоотношений.
Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского
11
мечтателя» в повести.
А.П. Чехов. «Студент». неделя
Особенности сюжета, композиции рассказа.
Из литературы XX века (6 ч.)
И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Тёмные аллеи». Бунинская
12
философия любви как «некий высший напряженный неделя
момент бытия».
Нравственные уроки в рассказе В.Г. Распутина «Женский
13
разговор».
неделя
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».
14
Особенности сюжета, композиции.
Образ героини неделя
произведения: красота внутренняя и внешняя.
8

Примеча
ние

15.

16.

Ю.В. Бондарев. Роман «Горячий снег». «Уроки, заданные
человечеству войной».
Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий
переживания, мысли, настроения человека (на стихи
поэтов XIX - XX веков).

15
неделя
16
неделя

Резервный урок.

17
неделя
17 часов

17.

ИТОГО:

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».