Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по русскому языку 8 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОВЗ ЗПР)
8 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ русский язык
КЛАСС 8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю 2,5; всего за год 85
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной
школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др.
(М., «Просвещение», 2016 г.)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Русский язык. ФГОС. 8 класс, авторы Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.,
Дейкина А.Д., Александрова О.М.: Учебник для общеобразовательных
организаций. – М., «Просвещение», 2018. Рекомендовано Министерством
образования и науки РФ (272 стр.)
с. Южаково
2021

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностными результатами освоения являются:

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к
родному языку, гордость за него.

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные результаты:

Владение всеми видами речевой деятельности.

Понимание информации устного и письменного сообщения.

Владение разными видами чтения.

Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни,
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания на межпредметном уровне.
Предметные результаты:

Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения.

Усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его
уровней и единиц.

Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная, стили языка и типы речи, текст, типы
текста, основные единицы языка, их признаки, особенности употребления в речи.

Овладение основными нормами русского литературного языка, нормами речевого
этикета и умение пользоваться ими в своей практике.

Проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа
словосочетания и предложения.

Осознание эстетической функции родного языка.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает
возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,
которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие
речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка
совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные
(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные
(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).
Учащиеся научатся основным языковым явлениям, речеведческим понятиям,
пунктуационным правилам, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
2

неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и
сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной
разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и
основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами
на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по
ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам
статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных
лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и
других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме
текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое
общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты,
сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного
характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис,
расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания,
вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки,
определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов
языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
3

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических
норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на
словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов»,
«Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач
высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического,
пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение,
морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
-правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при
проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления
выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил
пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций,
использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные
схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные
правила.

4

2. Содержание учебного предмета «Русский язык» 8 класс
Функции русского языка в современном мире
Русский язык в современном мире
Учащиеся научатся:
- владеть русским языком – языком великого русского народа и одним из богатых языков
мира;
- опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о
значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в
современном обществе.
Основные термины по разделу:
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Обобщение и систематизация изученного в V–VII классах
Учащиеся научатся определять:
роль знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение,
выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксическим
условиям употребления знаков препинания.
видам предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментам действительности
(простые и сложные); средствам связи простых предложений в сложных: союзным
средствам и интонации (союзные) или интонация (бессоюзные);
видам сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в
зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства;
условиям выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий,
наречий; синтаксической роли наречий (обстоятельство), кратких прилагательных,
причастий, категории состояния (сказуемое)
условиям выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи:
глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и
притяжательными), числительными
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения.
Орфограмма.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Учащиеся научатся:
- основным единицам синтаксиса (текст как единица синтаксиса. Предложение как
единица синтаксиса);
- находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла
художественного произведения;
- разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и
коммуникативной;
- соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
- разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы
предложения, используя необходимые знаки завершения.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Словосочетание
Обобщение и систематизация пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в
словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.
Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся научатся:
5

находить словосочетания, определять его функции; виды словосочетаний по главному
слову: глагольные, именные и наречные;
свободные словосочетания и фразеологические обороты;
согласование, управление, примыкание;
средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы,
смысл;
порядок устного и письменного разбора словосочетания.
Основные термины по разделу:
Словосочетание, типы словосочетаний.
Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная),
синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение
Обобщение и систематизация изученного о предложении. Грамматическая
(предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация
простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное
слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые
особенности.
Учащиеся научатся:
определять виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и
односоставные;
грамматическую (предикативную) основу предложений, выражать его основное значение
и отражать ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный:
возможный, желательный;
в русском языке, порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее
важное слово в предложении;
основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и
графические способы их обозначения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения
Обобщение и систематизация изученного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное
глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и
сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и
сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся научатся:
определять способы выражения подлежащего;
способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и
примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их
6

функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения
Обобщение и систематизация изученного о второстепенных членах предложения. Прямое
и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как
разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по
значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как
синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые
особенности.
Учащиеся научатся:
определять виды второстепенных членов предложения по характеру значения и
синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
что такое дополнение, основные способы его выражения;
виды дополнений: прямые и косвенные;
способы выражения прямого дополнения;
что такое определение;
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом:
согласованное и несогласованное;
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями
дополнения и обстоятельства
что такое приложение;
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с
определяемым словом
что такое обстоятельство, способы его выражения;
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели,
условия, уступки);
второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например
дополнения и обстоятельства места или образа действия
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Основные термины по разделу:
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения,
обстоятельства.
Простые односоставные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом
сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим
(назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как
синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и
7

места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся научатся:
определять грамматическую основу односоставных предложений; способ графического
обозначения главного члена (три прямые линии);
способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды
односоставных
предложений
по
наличию
второстепенных
членов
(распространенные/нераспространенные)
что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в
обстановку событий; ремарка и пр.)
что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного
опыта в пословицах и поговорках)
что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы,
побуждение к действию)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного
предложения
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Неполное предложение
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Учащиеся научатся:
определять неполное предложение;
варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
правило употребления тире в неполном предложении
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
что такое осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и
вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Однородные члены предложения
Обобщение и систематизация изученного об однородных членах предложения.
Однородные
члены
предложения,
связанные
союзами
(соединительными,
противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные
определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания
между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и
тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
8

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при
однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного
характера).
Учащиеся научатся:
определять однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между
собой;
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического
эффекта, классификация и пр.);
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только
перечислительной интонацией;
правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
что такое однородные и неоднородные определения;
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях
разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных
членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные;
по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе
сложного, при однородных членах);
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных
сочинительными союзами;
фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися
запятыми;
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с
обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя
существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными
членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными
членами.
Основные термины по разделу:
Предложение, однородные члены предложения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих
членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая
роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и
уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и
их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
9

Учащиеся научатся:
обособлению – выделению второстепенных членов предложения в устной речи
интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
графическому обозначению обособленных членов предложения и интонации
обособления;
видам обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способам выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные
прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном
падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
способам выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное,
местоимение);
правилу обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к
определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли
определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
правилу обособления несогласованных
определений (характер добавочного,
разъясняющего замечания);
правилу обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову,
личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное
обстоятельственное значение);
способам выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие,
деепричастный оборот);
правилу обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты
обособляются всегда);
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов
предложения (обстоятельство, дополнение);
правилу выделения уточняющих членов предложения;
порядку устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными
членами;
порядку устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными
членами.
Основные термины по разделу:
Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.
Обособленные члены предложения: обособленные приложения.
Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Обращение
Обобщение и систематизация изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
что такое обращение;
способы выражения обращения;
что такое распространенное обращение;
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме
(выделительные знаки препинания).
Учащиеся научатся:
10

подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка
животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения
звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения
обращений на письме;
обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать
обращение и подлежащее;
использовать распространенные обращения в речи;
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление,
деловое письмо и пр.;
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться
обращениями в собственной речи;
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки
препинания при обращениях;
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить
предложения с обращениями;
определять текстообразующую роль обращений.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.
Вводные и вставные конструкции
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в
предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях,
при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и
вводными
предложениями,
междометиями.
Умение
пользоваться
в
речи
синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи
предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся научатся:
определять вводные слова;
группы вводных слов по значению;
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме
(выделительные знаки препинания);
что такое вводные предложения;
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки
(союзы как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
что такое вставные конструкции, их назначение;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
что такое междометие, его назначение;
правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора
предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Основные термины по разделу:
Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.
Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
11

Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные,
альтернативные, собственно факультативные.
Авторская пунктуация.
Чужая речь
Обобщение и систематизация о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в
предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при
цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь
косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся научатся:
определять чужую речь;
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и
комментирующая часть);
прямую речь;
косвенную речь;
структуру предложений с косвенной речью;
текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
цитаты;
способы введения цитаты в авторский текст;
правила пунктуационного оформления цитат;
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Основные термины по разделу:
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и
слова автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Обобщение и систематизация изученного в VIII классе
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся научатся:
взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичным и вторичным синтаксическим функциям различных частей речи.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные
члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное
предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.

12

3. Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Дата
(сроки)
план
факт

Примеча
ние

Функции русского языка в современном мире (1 ч.)
1.

Русский язык в современном мире.

1 неделя

Систематизация и обобщение изученного в 7 классе (5 ч.)
2.
3.
4.
5.
6.

Пунктуация. Орфография. Знаки препинания в сложном
предложении.
Буквы Н и НН в суффиксах.
Входная контрольная работа.
Слитное и раздельно написание не с различными
частями речи.
Р.р. Сочинение в форме письма.

1 неделя
1 неделя
2 неделя
2 неделя

3 неделя

Синтаксис и пунктуация. Культура речи (8 ч.)
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Основные единицы синтаксиса.
Текст как единица синтаксиса.
Предложение как единица синтаксиса.
Р.р. Сжатое изложение «Страна за Онегой».
Словосочетание как единица синтаксиса.
Виды словосочетаний.
Связь слов в словосочетании.
Синтаксический разбор словосочетаний.

3 неделя
3 неделя
4 неделя
4 неделя
5 неделя
5 неделя
5 неделя
6 неделя

Предложение. Простое предложение (2 ч.)
15.
16.

Грамматическая основа предложения. Порядок слов в
предложении. Логическое ударение.
Р.р. Описание памятника культуры.

6 неделя
7 неделя

Двусоставные предложения. Главные члены предложения (8 ч.)
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Рр Сочинение «Чудный собор».
Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Контрольная работа.
Р.р. Анализ контрольной работы и работа над
ошибками.

7 неделя
7 неделя
8 неделя
8 неделя
9 неделя
9 неделя
9 неделя
10 неделя

Второстепенные члены предложения (7 ч.)
25.
26.
27.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
Определение. Согласованное и несогласованное
определение.
Приложение как разновидность определения. Знаки
13

10 неделя
11 неделя
11 неделя

28.
29.
30.
31.

препинания при приложении.
Обстоятельство.
Основные виды обстоятельств.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Р.р. Характеристика человека.

11 неделя
12 неделя
12 неделя
13 неделя

Односоставные предложения (9 ч.)
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Главный член односоставного предложения.
Назывные предложения.
Односоставные предложения с главным членом –
сказуемым. Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения.
Безличные предложения.
Рр Сочинение –рассуждение «Слово делом крепи».
Неполные предложения. Понятие о неполных
предложениях.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями.
Анализ диктанта и работа над ошибками.

13 неделя
13 неделя
14 неделя
14 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
16 неделя
16 неделя

Простое осложненное предложение (1 ч.)
41.

Понятие об осложненном предложении.

17 неделя

Однородные члены предложения (11 ч.)
42.

43.
44.
45.

46.
47.

48.
49.
50.
51.
52.

Понятие об однородных членах предложения.
Однородные члены, связанные только перечислительной
интонацией, пунктуация при них.
Однородные и неоднородные определения.
Сочинительные союзы при однородных членах.
Пунктуация при однородных членах, связанных
сочинительными союзами. Соединительные союзы при
однородных членах.
Пунктуация при однородных членах, связанных
противительными союзами.
Пунктуация при однородных членах, связанных
разделительными, повторяющимися и двойными
союзами.
Обобщающие слова при однородных членах
предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор.
Р.р. Сочинение, основанное на сравнительной
характеристике – описании.
Контрольная работа.
Анализ к/р и работа над ошибками.

17 неделя

17 неделя
18 неделя
18 неделя

19 неделя
19 неделя

19 неделя
20 неделя
20 неделя
21 неделя
21 неделя

Предложения с обособленными членами (17 ч.)
53.
54.

Понятие об обособленности.
Обособление согласованных определений и
приложений, стоящих после определяемого слова.
14

21 неделя
22 неделя

55.
56.

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.

Обособление определений и приложений, относящихся
к личному местоимению.
Обособление согласованных определений и
приложений, имеющих добавочное обстоятельственное
значение.
Обособление одиночных приложений, стоящих после
определяемого слова- имени собственного.
Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему.
Обособленные обстоятельства, выраженные
деепричастиями и деепричастными оборотами.
Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами.
Р.р. Изложение с элементами сочинения.
Обособление уточняющих обстоятельств места и
времени.
Обособление уточняющих членов, присоединяемых при
помощи союзов и других слов.
Обособление уточняющих дополнений с производными
предлогами.
Синтаксический разбор предложения с обособленными
членами.
Пунктуационный разбор предложения с обособленными
членами.
Обобщение по теме «Обособленные члены
предложения».
Контрольный тест.
Анализ теста и работа над ошибками.

22 неделя
23 неделя

23 неделя
23 неделя
24 неделя
24 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя
26 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
28 неделя

Слова, грамматически е связанные с членами предложения. Обращение (2 ч.)
70.
71.

Назначение обращения. Распространенные обращения.
Знаки препинания при обращении. Употребление
обращений.

28 неделя
29 неделя

Вводные слова и вставные конструкции (6 ч.)
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.

Понятие о вводных словах, их группы по значению.
Вводные слова в предложении. Знаки препинания при
них.
Роль вводных слов в построении текста. Вводные
предложения.
Рр Составление текста с вводными словами и вводными
предложениями
Вставные слова, сочетания и предложения.
Междометия и слова – предложения «да» и «нет».
Чужая речь (4 ч.)
Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в
предложениях с прямой речью.
Диалог. Предложения с косвенной речью.
Р.р. Сжатое изложение по упр.418.
15

29 неделя
29 неделя
30 неделя
30 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя
32 неделя
32 неделя

81.

Цитаты и знаки препинания при них.

33 неделя

Систематизация и обобщение и изученного в 8 классе (4 ч.)
82.
83.
84.
85.

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и орфография.
Синтаксис и культура речи.
Контрольная работа за год.
Работа над ошибками.
Итого за год
к.р. _6__

16

33 неделя
33 неделя
34 неделя
34 неделя

85 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».