Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5-9 КЛАССЫ ФГОС ООО (ОВЗ ЗПР) НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ русский язык КЛАСС 5-9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 5кл- 4,5 ч; 6 кл-5,5 ч.; 7 кл-3,5 ч., 8 кл-2,5ч.;9кл-2,5ч.; всего за год: 5 кл.- 153 ч., 6 кл-187 ч., 7 кл-119 ч, 8кл-85 ч; 9кл-85 ч УЧИТЕЛЬ ШМО учителей гуманитарного цикла СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Авторской программы по русскому языку к учебникам для общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.5-9 классы (М., Просвещение, 2016 г.), 13 издание, 111с. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Русский язык. ФГОС. 5-9 класс, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.: Учебник для общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (192 стр. + 176 стр.) с. Южаково 2021 Раздел I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся. 1.2.3.5. Русский язык Речь и речевое общение Выпускник научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Выпускник научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Чтение Выпускник научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: 2 • понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов). Говорение Выпускник научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравст-венно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения. Письмо Выпускник научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рефераты; • тезисы выступления, конспекты; Текст Выпускник научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты 3 (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официальноделового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи); • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Выпускник получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических ,синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров ( реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебнонаучные темы; составлять объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Выпускник научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: 4 • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Выпускник научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Лексикология и фразеология Выпускник научится: • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Выпускник научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; 5 • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Язык и культура Выпускник научится: • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. 6 Раздел II. Содержание учебного предмета, курса Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий. 5 класс (153 ч.) Вспоминаем. Повторяем. Изучаем Звуки и буквы. Произношение и правописание. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Перенос слов. Орфография. Понятие орфограммы. Орфографические словари и справочники. Правописание гласных в составе морфем (проверяемых безударных в корне слова). Правописание согласных в составе морфем (проверяемых согласных в корне слова). Правописание согласных в составе морфем (непроизносимых согласных в корне слова). Буквы И,У,А после шипящих. Правописание Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Части речи. Глагол. -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Речь и речевое общение 1. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды. 2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Речевая деятельность 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма. 2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических (сочинений), а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников. Текст 1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание (предмета.), повествование, рассуждение (доказательства в рассуждении). Элементы рассуждения в повествовании. Рассказ. Невыдуманный рассказ о себе. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов. Функциональные разновидности языка 1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. 7 2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: письмо, повествование, описание, рассуждение. Общие сведения о языке 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. 2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Синтаксис 1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Нахождение второстепенных членов предложения. Структурные типы простых предложений: распространённые и нераспространённые. Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения, обращение. Обобщающие слова при однородных членах. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Диалог. 2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. Проведение пунктуационного разбора простого предложения Фонетика и орфоэпия 1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь. 2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. Графика 8 1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Двойная роль букв е, ё ,ю ,я. 2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях. Лексикология 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. 2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов и др.) и использование её в различных видах деятельности. Морфемика 1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Основа слова. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Беглые гласные. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Морфемный словарь. 2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач. Морфемный разбор слова Морфология 1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Род имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Множественное число имен существительных. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Прилагательные полные и краткие. Неопределенная форма глагола. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Виды глагола. Видовые пары. Буквы Е-И в корнях с чередованием. Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Употребление времен Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. 9 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. Правописание: орфография и пунктуация 1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Буквы з-с на конце приставок. Буквы А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ. Буквы А-О в корнях РАСТ- РОС. Буквы О-Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания (НЕ с глаголом). Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Язык и культура 1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. 2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе Разделы науки о языке. Правописание гласных и согласных в составе морфем (в приставках и в корнях слов. Правописание гласных и согласных в составе морфем (в окончаниях слов). Правописание Ъ и Ь. Создание устных диалогических высказываний на заданную тему. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге. Русский речевой этикет. Уместное использование правил речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. 6 класс (187 ч.) Повторение изученного в 5 классе Фонетика и орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор. Прямая речь. Диалог. Знаки препинания при прямой речи и диалоге. Речь и речевое общение 1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь диалогическая и монологическая. Диалог и его виды. 2. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения. Речевая деятельность Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний (сочинений, публичных выступлений) разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников. Текст 10 1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Заглавие текста. Средства связи предложений и частей текста. Ключевые слова. План и тезисы как виды информационной переработки текста. 2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов. Функциональные разновидности языка 1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры официально-делового (заявление) стиля, разговорной речи (рассказ). 2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: расписка, заявление, повествование, описание, рассуждение. Общие сведения о языке 1. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. 2. Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Лексикология и фразеология 1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово и его лексическое значение. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. 2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование 1. Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части 11 речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразова- тельное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари. Основные выразительные средства словообразования. 2. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Морфология 1. Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Степени сравнения имён прилагательных. Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Простые и составные числительные. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимение и другие части речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные, возвратные и невозвратные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола. Условное наклонение глагола. Повелительное наклонение глагола. Употребление наклонений глагола. Безличные глаголы. Словари грамматических трудностей. 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. Правописание: орфография и пунктуация 1. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик и –щик. Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик. Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Правописание гласных в суффиксах глаголов.Правописание ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Не с существительными. Не с прилагательными. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Орфографические словари и справочники. Язык и культура 1. Язык. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. 2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах 12 1. Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексикология и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем 7 класс(119 ч.) Повторение изученного в 5-6 классах Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный раздел. Лексикология и фразеология. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности. Фонетика и орфоэпия.Фонетика как раздел лингвистики. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Морфемика и словообразование. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Текст. Стили литературного языка. Речевая деятельность Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников. Текст 1. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционностилистического членения текста. 2. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Функциональные разновидности языка 1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (выступление), публицистического (выступление, интервью) стилей. 2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: отзыв, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. Общие сведения о языке 1. Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык как развивающееся явление. Выдающиеся отечественные лингвисты. 13 2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах. Морфология 1. Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. 2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике. Правописание: орфография и пунктуация 1. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. 2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач. Морфология. Орфография. Пунктуация. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Предложения осложнённой структуры. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания 8 класс (85 ч.) Раздел 1. Речь. Речевая деятельность. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Подробное изложение. Изложение с элементами сочинения. Изложение с элементами сочинения-рассуждения. Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Рассуждение. Сочинение-рассуждение на свободную тему. Публицистическое сочинение о памятнике культуры. Сочинение-описание картины. 14 Сочинение - сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения текста. Составление делового письма. Основные жанры публицистического стиля. Применение публицистического стиля на практике. Диспут. Раздел 2. Культура речи Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. Раздел 3. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Общие сведения о языке Русский язык в современном мире . Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского язык. Синтаксис. Словосочетание Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Синтаксический разбор словосочетаний. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения. Простое предложение Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). . Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Простые двусоставные предложения Главные члены предложения Повторение пройденного материала о подлежащем.Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Второстепенные члены предложения Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Роль второстепенных членов предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). 15 Определение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Простые односоставные предложения Типы односоставных предложений. Главный член односоставного предложения. Группы односоставных предложений. Назывные предложения. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Синтаксический разбор односоставного предложения. Инструкция. Рассуждение. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях. Однородные члены предложения Однородные члены предложения. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность в постановке знаков препинания. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения). Нормы употребления однородных членов в составе простого предложения. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Слова, грамматически не связанные с членами предложения Обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Употребление обращений. Вводные слова. Вставные слова, словосочетания и предложения. Вводные предложения. Вставные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Вставные слова и словосочетания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями, грамматически не связанными с членами предложениями. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Обособленные члены предложения 16 Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами предложения. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами предложения. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Прямая и косвенная речь Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи. Комментирующая речь. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. 9 класс (85 ч.) Раздел 1. Речь. Речевая деятельность. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. 17 Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Раздел 2. Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. Раздел 3. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке. Общие сведения о языке Международное значение русского языка. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительновыразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты. Синтаксис Сложные предложения Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Интонация сложного предложения. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. 18 Союзные сложные предложения Сложносочиненные предложения Сложносочиненное предложение и его особенности. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы построения сложносочиненного предложения). Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания Авторское употребление знаков препинания. Сложноподчиненные предложения Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который». Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Основные группы сложноподчиненных предложений Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (цели, причины, условия, уступки, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения). Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. Нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который». Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Бессоюзные сложные предложения Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Нормы построения бессоюзного предложения. Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы 19 построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Правописание: орфография и пунктуация. Пунктуация. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Повторение и систематизация пройденного в 9 классе Фонетика. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Орфография. Морфемика. Словообразование. Орфография. Морфология. Орфография. Синтаксис и пунктуация. Употребление знаков препинания. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Подготовка к ОГЭ Подготовка к сжатому изложению. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально-этическую тему. Повторение по разделу «Речь. Речевая деятельность». Повторение по разделу «Культура речи». Повторение по разделу «Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке» 20 Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы 5 класс №п/п Название раздела Количество часов 1 Язык и общение. 2 2 Вспоминаем, повторяем, изучаем. 22 3 Синтаксис. Пунктуация как система правил правописания. 29 Язык и культура. 4 Фонетика и орфоэпия. 14 5 Лексикология. Язык и культура. 12 6 Морфемика. Орфография. Язык и культура. 23 7 Морфология. Орфография. Язык и культура. 22 Имя существительное. 8 Имя прилагательное. 13 9 Глагол. 30 10 Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. 8 Всего: 153 ч 6 класс Название раздела Количество часов 1 Язык. Речь. Общение 4 2 Повторение изученного в V классе 14 3 Текст 10 4 Лексика. Культура речи 14 5 Фразеология. Культура речи 3 6 Словообразование. Орфография. Культура речи 30 7 Морфология. Орфография. Культура речи 24 Имя существительное 8 Имя прилагательное 26 9 Имя числительное 17 10 Местоимение 26 21 11 Глагол 29 12 Повторение и систематизация изученного в VI классе 13 Всего: 187 ч 7 класс Название раздела Количество часов 1. Введение 2 2. Повторение пройденного в V - VI классах 13 3. Причастие 30 4. Деепричастие 12 5. Наречие 20 6. Категория состояния 5 7. Предлог 12 8. Союз 15 9. Частица 14 10. Междометие. Звукоподражательные слова 2 11. Повторение и систематизация пройденного в VII классе 15 Всего: 119 ч 8 класс № п/п Название раздела Количество часов 1 Общие сведения о языке. 1 2 Повторение изученного в 5-7 классах. 10 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 3 Словосочетание. 3 4 Простое предложение. 4 Двусоставные предложения. 5 Главные члены предложения. 9 6 Второстепенные члены предложения. 11 Односоставные предложения. 10 7 Простое осложненное предложение. 8 Однородные члены предложения. 14 9 Обособленные члены предложения. 16 22 Слова, грамматически не связанные с членами предложения. 10 Обращение. 2 11 Вводные и вставные конструкции. 8 12 Чужая речь. 8 13 Повторение и систематизация изученного в 8 классе. 9 Всего 85 ч 9 класс № п/п Название раздела Количество часов 1 Международное значение русского языка. 1 2 Повторение изученного в 5-8 классах. 13 Синтаксис и пунткутация 3 Сложное предложение. Культура речи. 11 4 Сложносочинённые предложения. 10 5 Сложноподчиненные предложения. 11 6 Основные группы сложноподчинённых предложений. 25 7 Бессоюзные сложные предложения. 15 8 Сложные предложения с различными видами связи. 10 9 Общие сведения о языке 2 10 Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. 10 Всего 85 ч 23