Рабочая программа по географии для обучающихся с умственной отсталостью 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития
ПО ГЕОГРАФИИ
6 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ география
КЛАСС

6

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

2 ; всего за год 68

УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Биология.
География / Т.Н.Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 310 с. - ISBN 978-5-09063039-9.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
География. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы: с прил. / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – 10-е изд. – М.:
Просвещение, 2017. – 184 с.: ил.+ Прил. (16 с.: ил., карт.). – ISBN 987-5-09-046273-0.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Данная программа разработана с учетом компетентностного подхода. По итогам
изучения материала курса должны быть сформированы следующие ключевые
компетенции:
1. Ценностно-смысловая компетенция - связана с умением ученика, его способностью
видеть и понимать окружающую действительность,
осознавать свою роль и
предназначение;
2. Учебно-познавательная компетенция- умение ученика пользоваться информацией
как для профессионального роста, так и социального.
3. Информационная компетенция - умение добывать доступные источники.
4. Коммуникативная компетенция - умение работать на результат, способность
действовать в социуме.
5. Общекультурная компетенция - использование своих знаний.
Методы развития ключевых компетенций
Ценностно-смысловая компетенция
Ученик должен четко представлять, как он может применять полученные знания в
последующей жизни. При ознакомлении с новыми знаниями учитель использует беседы,
предварительно создавая определенное поле для осмысления этих знаний. Учитель с
помощью игровой ситуации создает на уроке такую обстановку, в которой недостаток
знаний, становится главной мотивацией к получению новых знаний. Каждый урок
сопровождаться демонстрацией наглядных пособий, опорой на социальный и трудовой
опыт учащихся, на полученные знания на других уроках.
Учебно-познавательная компетенция. При ознакомлении с новым материалом,
возможно применять работу с учебником, метод «добывания новых знаний». Однако,
метод хорош не для всей группы учеников. Заинтересовать ученика, а он сам мог сделать
необходимый выбор, игровая ситуация, поисковая деятельность школьников задает
познавательный интерес, в результате которого ученик испытывает радость от удачи.
Информационная компетенции. Формирование информационной компетенции даёт
возможность применять все примеры из жизни в своей деятельности. Необходимо чтобы
ученики добывали информацию самостоятельно.
Общекультурная компетенция.
Ученики испытывают затруднение при использовании полученных знаний в
аналогичных ситуациях. Эффективность работы в этом направлении заключается в
отождествлении деятельности нескольких учителей по данной теме.
Сформированность предметной компетенции учащихся 6 классов:
•
Определять стороны горизонта, ориентироваться по
признакам природы.
•
Выявлять на местности особенности рельефа
•
Читать план местности.
•
Ориентироваться по плану, на географической карте
•
Показывать на карте объекты, указанные в задании.
•
Определять типы климата и их основные характеристики
Контроль качества знаний умений.
Контролем постоянно сопровождается процесс обучения географии. Текущая оценка
показывает, могут ли учащиеся применять полученные знания в повседневной жизни.
Итоговый контроль позволяет проверить знания учащихся после изучения раздела.
Цель-выявление результатов обучения. Небольшие географические
диктанты,
проводимые учителем на каждом уроке (10-15 мин) позволяют активизировать и
актуализировать полученные знания на предыдущих уроках. Содержание материала
должно быть дифференцированно для учащихся 1 и 2 уровня развития. В конце
каждой четверти
проводятся тестовые задания, которые позволяют определить
уровень усвоения знаний на различных этапах обучения.
2

2.

Содержание учебного предмета «География» 6 класс

Содержание начального курса физической географии.
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки,
ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным
признакам и природным объектам.
План и карта
Рисунок и план предмета. Масштаб. План и географическая карта. Основные направления
на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической
карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).
Формы поверхности Земли
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги,
их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Вода на Земле
Вода на Земле. Родник, его образование. Реки. Озера. Водохранилища. Пруды. Болота.
Океаны и моря. Острова и полуострова.
Земной шар
Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Глобус — модель
Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на
глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на
глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые
кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении
и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные
лучи).43. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса
освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа
умеренных и полярных поясов.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России.
Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие
берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического
океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности,
возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие
месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр,
Урал. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой. Реки Лена, Амур. Озера
Ладожское, Онежское, Байкал.

3

3.
№

Тематическое планирование 6 класс
Тема урока

Дата

1

Что изучает география

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды

3

Явления природы.

4

Географические сведения о вашей местности и труде
населения

Примеча
ние

план

факт

1
неделя
1
неделя
2
неделя
2
неделя

02.09

4

03.09

7

09.09

13

10.09

17

3
неделя
3
неделя
4
неделя
4
неделя

16.09

18

17.09

20

23.09

22

24.09

24

5
неделя
5
неделя
6
неделя

30.09

28

01.10

31

07.10

33

6
неделя
7
неделя
7
неделя
8
неделя
8
неделя
9
неделя
9
неделя

08.10

39

14.10

43

15.10

45

21.10

47

22.10

54

05.11

57

06.11

60

Ориентирование на местности
5

Горизонт. Линия горизонта.

6

Стороны горизонта

7

Компас и правила пользования им.

8

Ориентирование по местным признакам природы
Формы поверхности Земли

9

Равнины, холмы.

10

Овраги, их образование

11

Горы. Землетрясения. Извержение вулканов
Вода на Земле

12

Вода в природе.

13

Родник, его образование.

14

Колодец, водопровод.

15

Части реки. Равнинные и горные реки

16

Озёра. Водохранилища. Пруды.

17

Болота, их осушение.

18

Океаны и моря.

4

19

Острова и полуострова.

20

Водоёмы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения.

10
неделя
10
неделя

11.11

64

12.11

66

11
неделя
11
неделя
12
неделя
12
неделя
13
неделя
13
неделя
14
неделя
14
неделя
15
неделя

18.11

69

19.11

72

25.11

74

26.11

76

02.12

78

03.12

81

09.12

83

10.12

86

16.12

88

15
неделя
16
неделя
16
неделя
17
неделя
17
неделя
18
неделя
18
неделя
19
неделя
19
неделя
20
неделя

17.12

91

23.12

94

24.12

100

29.12

103

13.01

104

14.01

106

20.01

109

21.01

112

27.01

116

28.01

119

План и карта
21

Рисунок и план предмета.

22

План и масштаб.

23

План класса.

24

План школьного участка.

25

Условные знаки плана местности.

26

План и географическая карта.

27

Условные цвета физической карты.

28

Условные знаки физической карты.

29

Физическая карта России. Значение географической
карты в жизни и деятельности людей.
Земной шар

30

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне
Планеты.

31

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли.
Освоение космоса.

32

Глобус – модель земного шара.

33

Физическая карта полушарий

34

Распределение воды и суши на Земле

35

Океаны на глобусе и карте полушарий.

36

Материки на глобусе и карте полушарий

37

Первые кругосветные путешествия.

37

Значение Солнца для жизни на Земле. Различия в
освещении и нагревании Солнцем земной поверхности

39

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные
типы климата.
5

40

Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные.

41

Природа тропического пояса.

42

Природа умеренных и полярных поясов.

20
неделя
21
неделя
21
неделя

03.02

122

04.02

125

10.02

128

22
неделя
22
неделя
23
неделя
23
неделя
24
неделя
24
неделя
25
неделя
25
неделя
26
неделя
26
неделя
27
неделя
27
неделя
28
неделя
28
неделя
29
неделя
29
неделя
30
неделя
30
неделя
31
неделя

11.02

132

17.02

138

18.02

140

24.02

140

25.02

143

03.03

143

04.03

148

10.03

152

11.03

155

17.03

155

18.03

155

24.03

155

25.03

159

01.04

162

02.04

162

07.04

166

08.04

166

14.04

168

15.04

168

Карта России
43

Географическое положение России на карте.

44

Границы России. Сухопутные границы России на западе и
юге.

45

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега
России.

46

Моря Северного Ледовитого океана.

47

Моря Тихого и Атлантического океана.

48

Моря Тихого и Атлантического океана.

49

Острова и полуострова России.

50

Поверхность нашей страны. Низменности,
возвышенности, плоскогорья.

51

Горы: Кавказ.

52

Горы: Урал.

53

Горы: Алтай.

54

Горы: Саяны.

55

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

56

Реки: Волга с Окой и Камой.

57

Реки: Волга с Окой и Камой.

58

Реки: Дон, Днепр, Урал.

59

Реки: Дон, Днепр, Урал.

60

Реки Сибири: Обь, Енисей

61

Реки Сибири: Обь, Енисей
6

62

Реки: Лена и Амур.

63

Реки: Лена и Амур.

64

Озёра России.

65

Озёра России.

66

Наш край на карте России.

67

Наш край на карте России.

68

Наш край на карте России.
Итого за год

31
неделя
32
неделя
32
неделя
33
неделя
33
неделя
34
неделя
34
неделя
68 часов

к.р. _2__

7

21.04

172

22.04

172

28.04

175

29.04

175

12.05

178

13.05

178

20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».