Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по литературному чтению на родном языке (русском) 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
ФГОС НОО
НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ - ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
(РУССКОМ)
КЛАСС 1 -4
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ : в неделю в 1 кл-0,5 ч; 2 кл-0,5 ч, 3 кл-0.5ч, 4 кл-0.5ч ;
всего за год в 1 кл– 16,5 ч, 2 кл-17ч, 3 кл-17 ч, 4 кл-17 ч

УЧИТЕЛЬ ШМО учителей начальных классов
КАТЕГОРИЯ
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (2010 года), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
УМК «Школа России» и является составляющей предметной области «Родной язык
(русский) и литературное чтение на родном языке (русском)».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Учебно-методический комплект «Школа России» – 2изд., дораб.. – М.: Просвещение, 2020,2021.

с. Южаково
2021

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ(РУССКОМ)»

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС НОО:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей
и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественнойлитературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступкигероев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
2

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
исоставления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
иоценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное
поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в
систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных иучебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов,участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
3

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне
овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по
аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика
героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников,
иллюстраций, личного опыта.
1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудет сформировано:
 положительное отношение к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
 внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
 внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других
людей;
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
 воспринимать на слух художественное произведение;
 сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
 объяснять смысл названия произведения;
 читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 выразительно читать и учить наизусть стихотворения
Литературоведческая пропедевтика
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
 ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание);
 находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике
(под руководством учителя);
 участвовать в диалоге;
o сравнивать героев разных произведений.
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
 положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
 внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием
природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других
людей;
 оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
4

воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное
им впечатление;
 читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
 пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую
лексику;
 объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
 вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
 объяснять действия персонажей;
 делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
 сравнивать героев разных произведений;
 ставить вопросы к тексту.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 создавать рассказ по циклу картинок;
 рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью
учителя;
 выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед
группой.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 выделять рифмы в тексте стихотворения;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
 выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
o самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения
корректив;
o планирования своих действий в соответствии с поставленной целью
(например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
 прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
 самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре,
помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
 задавать вопросы по тексту произведения;
 сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под
руководством взрослого).


3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
 умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
 ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков
других людей;
 умение оценивать свое отношение к учебе;
 уважение к культуре разных народов.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
5

правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять
место логического ударения;
 пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
 рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
 привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного
произведения, поставленной проблемы;
 определять и оценивать позиции литературных героев;
 выявлять тему и главную мысль произведения;
 сопоставлять героев, идеи разных произведений;
 составлять план рассказа;
 определять свое и авторское отношение к героям;
 формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 читать по ролям художественное произведение;
 продолжать сюжет произведения, историю героя;
 участвовать в инсценировании произведения.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
 выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков,
бытовой обстановки, природы;
 находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы,
антонимы к предложенным словам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
 соотносить свои действия с поставленной целью;
 выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Познавательные
Учащиеся научатся:
 сравнивать произведения и героев;
 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев
произведений;
o свободно ориентироваться в аппарате учебника;
o находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце
учебника.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
 сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.


4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихсябудут сформированы:
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
 способность к самооценке;
 чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической
принадлежности;
 представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов,
моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
6

ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и
поступков других людей;
 регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и
этическими требованиями;
 эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в
конкретных поступках;
 эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
 познавательная мотивация учения;
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
 читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов
в минуту) ;
 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием, использованием логических
ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного,
декламировать стихотворные произведения
 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
 находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её
своими словами;
 различать последовательность событий и последовательность их изложения;
 выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы
изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и
отдельным его частям;
 пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с
заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
 обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;
ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в
детской библиотеке;
 составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в
справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
 соотносить поступки героев с нравственными нормами;
 ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать
полученную информацию.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 читать по ролям художественное произведение;
 создавать текст на основе плана;
 придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний,
рассуждений, анализом причин происшедшего;
 писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной
книге, кинофильме, телевизионной передаче;
 участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические
произведения, отрывки прозаических текстов;
 создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их
эмоционально-смысловые значения;


7

определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров
фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей,
басен;
 выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их
поступков, бытовые описания;
 вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
 определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
 различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка –
былина, сказка – рассказ и др.);
 находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их
смысл.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
 планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового
художественного текста;
 выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
o вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и
их оценки.
Познавательные
Учащиеся научатся:
 находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике
(толковый, синонимический, фразеологический);
 выделять существенную информацию из текстов разных видов;
 сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по
заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев
произведений;
 устанавливать аналогии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров
при выработке решения;
 точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
 оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять
взаимоконтроль;
 владеть диалогической формой речи;
 корректно строить речь при решении коммуникативных задач.


Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и
развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой.
Выпускник научится:
- понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознавать значимость чтения на родном языке для личного развития; сформировать
представления о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; сформировать потребности в
8

систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение
культурной самоидентификации;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, уметь самостоятельно
выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации;
- достигнуть необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий.

9

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ ЯЗЫКЕ(РУССКОМ)»
Виды речевой деятельности
Слушание.Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической
формой речи. Овладение умениями начать закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо.Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин
художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Развитие речи.Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при
его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе
опорных слов.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения,
его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора
(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе
при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение).
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Лексика.Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение
значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных
словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах,
10

фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными
словарями.
Состав слова (морфемика).Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение од
покоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов г омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных
словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Умение слушать (аудирование):Восприятие на слух звучащей речи (высказывание
собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания,
умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведениям.Развитие умения наблюдать за выразительностью речи,
за особенностью авторского стиля.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков.Постепенный переход от слогового к
плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения,
позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и
типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения,
определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и
чтению про себя.Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,
понимание её особенностей.
Работа с разными видами текстаОбщее представление о разных видах текста:
художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании
художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.Практическое
освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания
книги по еѐ названию и оформлению.Самостоятельное определение темы и главной
мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части,
их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культураКнига как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало
книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.Умение
самостоятельно составить аннотацию Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный
материал.Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая
печать,
справочные
издания
(справочники,
словари,
энциклопедии).Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного алфавитного и
11

тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведенияОпределение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Понимание
заглавия
произведения,
его
адекватное
соотношение
с
содержанием.Понимание
нравственно-эстетического
содержания
прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки
зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев
в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),
последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для
данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ.Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и
его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и
речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет, имѐн героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ
текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста,
озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.Самостоятельный
выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков
героев.Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными
заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к Доказательство собственной
точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в
процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе
литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное
12

значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.Умение построить монологическое речевое высказывание
небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме
ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной
выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом
специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное
построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных
средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического
высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

13

III.
№ п/п

1

2
3
4
5
6
7

8
9
10
11

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс

Наименование разделов/тем

Количество часов
на изучение
«Фольклор нашего народа»
Пословицы и поговорки о
1
Родине, о детях, о правде, о
добре и зле; о дружбе.
Русские народные потешки и
1
прибаутки, небылицы.
Народные
песенки.
Русские
1
народные игры.
Считалки.
1
Народные загадки в стихах и
прозе.
Русская народная сказка «Лиса и
1
журавль»
Русская народная сказка «Три
1
медведя»
«И в шутку, и всерьёз»
С.Михалков «А что у вас?»
1
Л.Н.Толстой «Два товарища»
1
Стихи для детей А.Л. Барто
1
С.Маршак «Сказка о глупом
1
мышонке»
«Жили-были буквы»
В. Крупин. «Первый букварь».
1

Cаша Чѐрный «Живая азбука».
1
«Русские писатели – детям»
К Ушинский «Ворон и сорока»,
14
1
«Что хорошо и что дурно»,
«Худо тому, кто добра не делает
никому»
Е. Благинина «Подарок»
15
0,5
И.
Токмакова
«Купите
собаку»
16
1
Урок-проект «Моё любимое
17
1
произведение русских писателей
и поэтов»
ИТОГО
16,5

Сроки
по Рп

По
факту

13

1

0,5

14

2 класс
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.

Наименование разделов/тем

Количество часов
на изучение
Самое великое чудо на свете
Р.Сеф «Читателю»
1
Устное народное творчество
Русские народные потешки и
1
прибаутки, небылицы.
Народные сказки
1
А. Шибаев «Вспомни сказку»
1
Виды сказок
1
Люблю природу русскую. Осень
А. Толстой. «Осень»
1
С. Есенин «Закружилась листва
1
золотая», В.Брюсов «Сухие
листья…»
Г. Сапгир «Считалочка»
1
Русские писатели
Отрывки из сказок А.С. Пушкина
1

Сроки
по РП

По
факту

О братьях наших меньших
А. Шибаева «Кто кем станоится?
1
С. Брезгун «Гр-р-нул го-р1
ромом», М.Бородицка «Грачиху
говорит грачу..»
Я и мои друзья
12. В. Лунин « Я и Вовка»
1
13. Е. Благинина «Простокваша»
1
14. С. Васильев «День победы»
И в шутку и всерьез
15. Э. Успенский « Память»
1
16. В. Берестов «Кисточка»
1
17. Урок-проект «Мой любимый
1
писатель»
ИТОГО
17
10.
11.

15

3 класс
№ п/п

1.
2.
3.

4.
5.

6.
7.

Наименование разделов/тем

Количество часов
на изучение
Устное народное творчество
Русские народные песни
1
Докучные сказки
1
Внеклассное чтение. Русская
1
народная сказка «Зимовье»
Люблю природу русскую. Осень
А. А.Фет «Зреет рожь над жаркой
1

Сроки
по РП

По
факту

нивой».

Внеклассное чтение.
1
Стихотворения русских поэтов о
временах года.
Великие русские писатели
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о
1
работнике его Балде»
Л.Н.Толстой «Старая лошадь»

1

Поэтическая тетрадь

8.

Н.А.Некрасов. «Славная осень!...»,

1

9.

Внеклассное чтение . Д.Н. Мамин –
Сибиряк. «Серая шейка»

1

10.

С. Черный «Слон». Авторское
отношение к изображаемому
А.Блок «Ворона». Сравнение
стихотворений разных авторов на
одну и туже тему.

1

Литературные сказки
Поэтическая тетрадь

11.

12.

13.
14.

15.
16.
17.
ИТОГО

Люби живое
Внеклассное чтение. В.В. Бианки
«Оранжевое горлышко»
Поэтическая тетрадь

1

1

С.В.Михалков «Рисунок»
1
Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Внеклассное чтение
1
М.М.Зощенко «Колдун».
По страницам детских журналов
Г. Остер «Вредные советы»
1
Р.Сеф. «Веселые стихи».
1
Выразительное чтение

Урок – проект «Моё любимое
произведение»

1
17

16

4 класс
№ п/п

1.
2.

3.
4.

Наименование разделов/тем

Количество часов
на изучение
«Чудесный мир классики»
А. С. Пушкин «Унылая пора!
1
Очей очарованье!...»
Внеклассное чтение. А.П. Чехов
1
«Детвора»
«Поэтическая тетрадь»
Е.А.Баратынский «Где сладкий
1
шёпот…»
Внеклассное чтение. И.С.Никитин
1

Сроки
по РП

По
факту

«Утро на берегу озера»

«Литературные сказки»
Народные загадки в стихах и
5.
прозе.
6. Внеклассное чтение. М.Ю.
Лермонтов «Три пальмы»
7. И.С. Тургенев «Собака»
«Делу время – потехе час»
8. Внеклассное чтение.
Произведения В.Ю.Драгунского
«Страна детства»
Внеклассное
чтение
М.М.
9.
Зощенко «Галоши и
мороженое»
«Поэтическая тетрадь»
10. В.Я.Брюсов «Детская»
11. Конкурс чтецов
Природа и мы
12. Внеклассное чтение. А.И.Куприн
«Скворцы»

«Родина»
13. Проект «Россия- Родина моя»
14. Песни о войне о Родине
«Баллада о солдате», «Два
бойца», «На безымянной
высоте»
15. Внеклассное чтение. Тихая моя
родина. (Стихотворения
отечественных поэтов XX века)
«Страна Фантазия»
Внеклассное чтение. К.Булычев
16.
«Путешествие Алисы».
Урок - проект«Моё любимое
17.
произведение русских
писателей и поэтов»
ИТОГО

1
1
1
1

1

1
1
1

1
1

1

1
1

17

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».