Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 1-4 КЛАССЫ ФГОС НОО НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ - РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) КЛАСС 1-4 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В 1 КЛАССЕ: в неделю1 кл – 0,5; 2кл-0,5, 3 кл-0,5, 4 кл-0,5; всего за год 1 кл– 16,5, 2 кл-17 ч,3кл-17ч, 4 кл-17 ч УЧИТЕЛЬ ШМО учителей начальных классов КАТЕГОРИЯ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 года), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, УМК «Школа России» и является составляющей предметной области «Родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке (русском)». ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2020, 2021. с. Южаково 2021 I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» Личностные результаты 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 2 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты 1) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 2) формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 3) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 4) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. К концу изучения курса при получении начального общего образования обучающийся научится: - распознавать и вести этикетный диалог; - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - находить по абзацным отступам смысловые части текста; - выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; - осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; - выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; - сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; - сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; - определять тему, основную мысль несложного текста; - определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); 3 - подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью); - анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; - разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; - сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй; - знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; - реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение; - вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; - относиться к родному языку как хранителю культуры, включаться в культурно-языковое поле своего народа, получит первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - овладевать первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, использовать базовые навыки выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; - овладевать учебными действиями с языковыми единицами и использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. - получит первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоит основные единицы и грамматические категории родного языка, формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» Язык и культура. Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.). Разнообразие речевых ситуаций. Важность учета речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три). Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.). Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приѐмы подготовки. Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чѐм нам говорят шрифт, иллюстрации.) Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. Редактирование и взаиморедактирование. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо– невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону. Речь. Речевая деятельность. Текст Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Структурно-смысловые части в разных текстах. Вывеска как информационный текст. Этикетные жанры. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учѐтом особенностей этих текстов Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки 5 нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка. Невыдуманный рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. Газетные информационные жанры. Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. Информационная заметка. Рассказ по сюжетным рисункам. 1 класс Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Расположение слов в алфавитном порядке. Общение. Значение речи в жизни человека, общества. Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Текст. Речевые жанры. Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Приветствие, прощание, благодарность, извинение, поздравление, письмо как разновидности текста. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. 2 класс Общение. Что такое успешное общение. Азбука вежливости. Какие бывают предложения. Речевая деятельность. Устное изложение. Работа с картиной. Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Что такое обращение. Слушание и говорение. О пользе звукобуквенной зарядки. Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся. Типы текстов. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Главное переживание текста. Деление текста на части. Описание и повествование, рассуждение. Научный и художественный текст. 3 класс Общение. Для чего нужна речь. Выражение собственного мнения. Его аргументация. Развитие речи с элементами культуры речи. Речевая деятельность. Речь. Работа с картиной, сравнительный анализ двух картин. Главное переживание автора, выраженное в речи. Устное изложение. Работа с картиной, устное сочинение. Письменная речь. Письменное изложение. Работа с картинкой, письменное сочинение. Учимся писать сочинение. Учимся писать сочинение по наблюдениям. Текст. Текст, его тема и основная мысль. Последовательность предложений в тексте. План текста. Порядок абзацев в тексте. Текстописание и текст-повествование. Научный текст. Словарные 6 статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. 4 класс Общение. Разнообразие речевых ситуаций. Монолог. Диалог. Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. Учимся делать научное сообщение. Письменная речь. Редактирование и совместное редактирование. Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре. Речевой этикет. Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Синонимы и антонимы Текст. Речевые жанры: повествование, описание и рассуждение. Основные признаки текста. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловая цельность и связность текста. Учимся писать сочинение. Письменное изложение текста. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом, обратном, орфоэпическом, орфографическом, словообразовательном, этимологическом, фразеологическом словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. 7 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 1 КЛАСС № п\п 1. 2. 3. 4-5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. ИТОГО Название темы (раздела) Наша речь Речь и её значение в жизни. Техника речи. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп в малых жанрах фольклора). Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком). Слово Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных слов в тексте. Основная мысль в тексте. Озаглавливание текстов. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Итоговая творческая работа. Количеств о часов на изучение Сроки по плану По факту 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 16,5 часов 0,5 8 2 КЛАСС № п\п 1. Название темы (раздела) Наша речь Речь и её значение в жизни. Количество часов на изучение По факту 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 7. 8. Слово и его значение. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Наши проекты. Рифма Предложение и словосочетание. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень». Текст. Заглавие текста. Построение текста. 9. Что такое текст повествование? 1 час 10. Восстановление деформированного текста. 1 час 11. Изложение повествовательного текста. 1 час 12. Что такое текст – описание? 1 час 13. Обучающее сочинение. 1 час 14. Что такое текст – рассуждение? 1 час 15. Обучающее сочинение по серии картинок. 1 час 16. Культура речи. Вежливые слова. 1 час 2. 3. 4. 5. 6. Сроки по плану 1 час 1 час Проверочная работа: наши проекты. Пишем 1 час письмо. ИТОГО 17 часов 17. 9 3 КЛАСС № п\п Название темы (раздела) Количество часов на изучение 1. «Текст. Предложение. Словосочетание». Какие бывают тексты? 1 час 2. Главные и второстепенные члены предложения. 1 час 3. 4. 5. «Слово в языке и речи» Фразеологизмы родного языка. Как найти корень в слове? Обучающее изложение. «Правописание частей слова» Правописание слов с безударной гласной. 1 час 1 час 1 час 6. 9. 10. Правописание предлогов и приставок. 1 час 11. Обучающее изложение. 1 час 12. Проект «Составляем орфографический словарь». 1 час 8. По факту 1 час Правописание слов с глухими и звонкими 1 час согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми 1 час согласными в корне Правописание суффиксов и приставок. 1 час 7. Сроки по пдлану «Части речи» 13. Падеж имён существительных 1 час 14. Изменение имён прилаагательных по родам 1 час 15. Отзыв по картине А.А.Серова персиками» Изменение глаголов по временам. 16. «Девочка с 1 час 1 час Проверочная работа: КВН «Знатоки родного 1 час русского языка ИТОГО 17 часов 17. 10 4 КЛАСС № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Название темы (раздела) Количество часов на изучение Виды предложений по цели высказывания и по 1 час интонации. Диалог. Обращение. 1 час Сроки по плану По факту Главные и второстепенные члены предложения. 1 час Основа предложения. Словосочетание. 1 час Знаки препинания в предложениях однородными членами. Синонимы, антонимы и омонимы. с 1 час 1 час Состав слова. Распознавание значимых частей 1 час слова. Правописание гласных и согласных в корнях 1 час слов. Морфологические признаки частей речи. 1 час Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном, дательном падеже. Упражнение в распознавании имен существительных 1го склонения. Упражнение в распознавании имен существительных 2го склонения. Упражнение в распознавании имен существительных 3го склонения. Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных. Род и число имен прилагательных. Личные местоимения 16. Проверочная работа 17. ИТОГО 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 17 часов 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)