Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Первые шаги в мире информатики»
4 КЛАСС
ФГОС НОО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ Общеинтеллектуальное
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: Первые шаги в мире информатики
КЛАСС 4
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю – 1 ч;
всего за год – 34 ч.
УЧИТЕЛЬ: Южакова Светлана Георгиевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: «Информатика» для 2-4 классов начальной школы
Н.В. Матвеевой, Е.И. Челак, Н.К. Конопатовой Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой.
Москва, БИНОМ,Лаборатория знаний, 2013
с. Южаково
2021
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мир
информатики»
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по
трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний; первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами как значимыми
для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данною уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной,
дружественной среде.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек
действительно становится социальным деятелем. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы,
в открытой общественной среде.
Личностные результаты.
Обучающийся будет уметь:
• проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать
свою гражданскую и национальную принадлежность, собирать и изучать
краеведческий материал;
• проявлять ценностное отношение к природе, людям иных национальностей, их
культурам и религиям;
• ценить семейные отношения, традиции своего народа;
• определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный
маршрут;
• испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать
свое отношение в конкретных поступках;
• регулировать свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими
требованиями;
• ответственно относиться к собственному здоровью;
• участвовать в работе группы, ориентироваться в понимании причин успешности/
неуспешности в учебе;
• решать задачи адаптации в различных ситуациях.
Метапредметные результаты.
РегулятивныеУУД.
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
• анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
• выявлять и формулировать учебную проблему;
• предлагать решения и способы выполнения отдельных этапов создания проектов;
• самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения проекта текстовые и
графические материалы;
• выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с
ним;
• осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять
правильность действий и вносить необходимые изменения.
Познавательные УУД.
Обучающийся будет уметь:
2
ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять
выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;
• самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для
изучения незнакомого материала;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;
• устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,
проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы,
способы;
• самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,
представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений;
• составлять сложный план текста;
• уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде
презентаций;
• применять приобретенные знания при решении учебно-познавательных и учебнопрактических задач в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов;
• предъявлять освоенность базовых предметных и межпредметных понятий,
отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• активно использовать учебные модели в соответствии с содержанием учебного
предмета: при анализе слов, предложений, при решении математических задач.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся будет уметь:
• формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
• высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать и аргументировать;
• слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться;
• сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблем.
Предметные результаты
Обучающийся будет иметь представление:
• об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Обучающийся будет знать:
• правила техники безопасности;
• правила работы за компьютером;
• названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
• назначение сети Интернет;
• возможности текстового редактора WORD;
• назначение и возможности графического редактора PAINT;
• назначение и работу программы Power Point.
Обучающийся будет уметь:
• соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
• включить, выключить компьютер;
• работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
• запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть
программу.
• свободно набирать информацию на русском и английском регистре;
• создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений
на экране компьютера;
• оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
• работать с доступной информацией;
• работать с программами Word, Paint, , Power Point;
• создавать презентацию, используя все возможности Power Point;
•
3
• составлять и защищать творческие мини-проекты.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с
использованием компьютера) для решения различных задач;
• использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов
быта и др.);
• самостоятельно разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и
реализовывать их;
• распределять обязанности в группе;
• экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее
этапах.
Место курса в учебном плане
Место внеурочной деятельности «Мир информатики» в системе других учебных дисциплин
определяется его целью и содержанием. Цель – это целенаправленно научить детей работать с
информацией, в том числе с помощью компьютера, а обработанную информацию использовать не
только для учебы, но и для деятельности на благо общества. Для этого необходимо уже в начальной
школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с
информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами
данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с
информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера. Это необходимо для
того, чтобы научить детей применять современные информационные технологии для решения
учебных и практических задач до того, как они придут в старшие классы, подобно тому, как в
начальной школе учат читать и писать – чтобы в старших классах эти умения служили уже
инструментом в многотрудной учебной деятельности. Информатика в начальной школе изучается
школьниками легко и охотно.
Программа внеклассной деятельности «Мир информатики» разработана для обучающихся
4-х общеобразовательных классов и рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю по 40 мин.). Программа
составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей обучающихся
младшего школьного возраста (непрерывная работа за ПК не более 15 мин.) и рассчитана на работу
в учебном компьютерном классе. Во время занятия обязательными являются физкультурные
минутки, гимнастика для глаз.
Срок освоения программы – 1 год.
Методы обучения:
• самостоятельная индивидуальная работа;
• групповая работа;
• проектная работа.
Формы обучения:
• мини-лекции с элементами дискуссии;
• компьютерные практикумы.
Занятия включают лекционную и практическую часть. В качестве основной формы
организации учебных занятий используется выполнение обучающимися практических заданий за
компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени
объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании обучающихся в
процессе выполнения ими практической работы.
Кроме разработки проектов под руководством учителя, обучающимся предлагаются
практические задания для самостоятельного выполнения.
Текущий контроль выполняется по результатам выполнения учениами этих практических
заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме защиты итоговых проектов. На каждом уроке
материал излагается следующим образом:
• повторение основных понятий и методов работы с ними;
4
• изучение нового материала;
• основные приёмы работы (самостоятельная практическая работа);
• проекты для самостоятельного выполнения.
Формы подведения итогов реализации программы:
• опрос,
• наблюдение,
• выставки,
• конкурсы,
• викторины,
• защита проектов.
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 ч.)
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер. Хранение информации на
компьютере.
Тема 2. Интернет и его возможности (2 ч.)
Интернет и его роль в жизни человека. Поиск информации в сети Интернет. Работа с информацией,
полученной через Интернет.
Тема 3. Создание текста на компьютере (5 ч.)
Знакомство с текстовым процессором Word. Ввод текста. Ввод и редактирование текста.
Форматирование текста. Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art. Создание
бюллетеня о вредных и полезных привычках.
Тема 4. Создание рисунков на компьютере (6 ч.)
Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты. Сохранение, загрузка и печать
изображения. Приемы рисования в Paint. Работа с фрагментами изображения. Создание
новогоднего рисунка.
Тема 5. Выпуск новогодней стенгазеты (2 ч.)
Поиск и создание текстового и графического материала. Оформление новогодней стенгазеты.
Выставка работ.
Тема 6. Создание презентаций (6 ч.)
Знакомство с программой Power Point. Создание презентации. Макет и дизайн слайда. Вставка
фигур, рисунков. Настройка анимации. Создание презентации «День защитника Отечества».
Тема 7. Проект «Поздравление с праздником» (3 ч.)
Поиск и создание текстового и графического материала. Создание поздравительной открытки или
презентации.
Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (5 ч.)
Поиск и создание текстового и графического материала. Создание открытки для ветерана. Поиск и
создание текстового и графического материала. Создание презентации на тему «Город-герой».
Тема 9. Подведение итогов (4 ч.)
Создание презентации «Наш дружный класс». Урок-викторина «Увлекательный мир
информатики». Итоговый урок. Выставка работ.
5
Календарно-тематическое планирование
34 часа (1 час в неделю)
Тема урока
№
урок
а
Дата
проведени
я
План факт
1. Знакомство с техникой безопасности в компьютерном классе. 1нед
Знакомство с компьютером.Ввод и редактирование текста.
2нед
2. Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Форматирование текста.
3. Вставка и редактирование рисунков. Надписи Word Art. Понятия 3нед
вверх, вниз, вправо, влево.
4нед
4. Создание бюллетеня о вредных и полезных привычках.
Тема 4. Создание рисунков на компьютере (6)
5. Графический редактор Paint. Меню, палитра, инструменты.
5нед
6. Сохранение, загрузка и печать изображения.
6нед
7. Приемы рисования в Paint.
7нед
8. Работа с фрагментами изображения.
8нед
9. Создание новогоднего рисунка.
9нед
10 Создание новогоднего рисунка.
10не
д
Тема 5. Выпуск новогодней стенгазеты (2).
11 Поиск и создание текстового и графического материала.
12 Оформление новогодней стенгазеты. Выставка работ.
Тема 6. Создание презентации (6).
13 Знакомство с программой Power Point. Создание презентации.
14 Макет и дизайн слайда.
15 Вставка фигур, рисунков.
16 Настройка анимации.
17 Создание презентации «День защитника Отечества»
18 Создание презентации «День защитника Отечества»
Тема 7. Проект «Поздравление с праздником» (4)
19 Поиск и создание текстового и графического материала
20 Поиск и создание текстового и графического материала
11не
д
12не
д
13не
д
14не
д
15не
д
16не
д
17не
д
18не
д
19не
д
20не
д
6
21 Создание поздравительной открытки или презентации
22 Создание поздравительной открытки или презентации
Тема 8. Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» (7)
21не
д
22не
д
23 Поиск и создание текстового и графического материала.
24
25
26
27
28
29
23не
д
Работа с программами .Создание открытки для ветерана.
24не
д
Работа с программами. Создание открытки для ветерана.
25не
д
Работа с программами. Поиск и создание текстового и графического 26не
материала
д
Создание презентации на тему «Город-герой».
27не
д
Создание презентации на тему «Город-герой».
28не
д
Создание презентации на тему «Город-герой».
29не
д
Тема 9. Подведение итогов (5)
30 Создание презентации «Наш дружный класс».
31 Создание презентации «Наш дружный класс».
32 Создание презентации «Наши летние каникулы».
33 Урок-викторина «Увлекательный мир информатики».
34 Итоговый урок. Выставка работ.
30не
д
31не
д
32не
д
33не
д
34не
д
7