Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Истоки" 2 класс

«Башкарская средняя общеобразовательная школа»
филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ духовно-нравственное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Истоки
КЛАСС 2
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю: 2кл. - 1 час; всего за год: 2кл. - 34ч.
УЧИТЕЛЬ Шаламова Евгения Сергеевна
КАТЕГОРИЯ I категория
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (2010 года), Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы
начального общего образования по технологии для образовательных учреждений и
программы общеобразовательных учреждений авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой,
И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой (учебно-методический комплект
«Школа России»). Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина,
А.В. Камкина.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК
Камкин А.В. «Истоки». Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных
заведений, издание 4-е, исправленное. –М: издательский дом «Истоки», 2011;

с. Башкарка
2021

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной
деятельности
Родной очаг (4 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно
дорожить своим именем?
СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание
родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД-люди, происходящий от одного предка. Род — твоя связь с прошлым и
будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь
рода.
ДОМ — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней
жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский
дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в
деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе.
Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное
трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (4 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива — творение рук
человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в
поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны
леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем
красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая
и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море —
конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога
жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Уральские мастера (4 часов)
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ.. Народные приметы земледельцев Народная
мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию.
Ежегодное возрождение жизни.
КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЁ. Завод в городе Касли. Построен в 18
веке. Из чугуна отливали ажурные решётки и ворота.
РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ. Современные мастера расписывают подносы не
только цветами.Как вы представляете уральского мастера?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему
предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит
добросовестности. Умей строить мир в душе.
2

МАСТЕРИЦЫ. Какова пряха, такова на ней и рубаха. Орнамент вышивки.
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит?
Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и
людей.
Труд души (5 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова.
Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке
живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и
походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души?
Главные праздники года.
КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная
мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада.
Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека.
Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море.
Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело.
Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня.
Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память.
Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение бремени.
Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность.
Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна.
Надежда.

3

Содержание
Программа курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с
1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса
обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы
педагога.
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков
человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью
они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых
как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Во
втором
классе
дети
осваивают
истоки
ближайшей
социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности
человека в ней.
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей
внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций
народов России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век
базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа
нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
 формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и
укрепления духовного и физического здоровья;
 укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить
резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
 привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного
совершенствования;
 раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого
ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.

4

Учебный план курса
Раздел
Родной очаг.
Родные
просторы.
Уральские
мастера.
Праздник
души

Темы
Имя. Семья, Семейный праздник, Род.
Деревня.
Путь-дорога. Сисеонова тропа. Горы. Реки и
озёра. Родники.ой очаг
Удивительные вещи. Каслинское чугунное
художественное литьё. Роспись по металлу.
Крестьянский труд.
С чего начинается книга. Сказки и сказочники.
Праздник книги. Книжные сокровища. День
Славянской письменности.
Итого

Кол-во
часов
9
8
9

8

34

5

Требования к планируемым результатам изучения программы
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся
получат возможность формирования
личностных результатов:
- уважительное отношение к вечным ценностям человека;
формирование
устойчивого
интереса
к
Истокам;
- реализация творческого потенциала в процессе занятий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
 определять и формулировать цель деятельности;
 проговаривать последовательность действий;
 учиться высказывать свое предположение;
 учиться работать по предложенному плану;
 соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
 корректировать выполнение задания в дальнейшем;
 учиться давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.









Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от
учителя, и используя учебную литературу;
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким
основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их
по установленному правилу;
определять, в каких источниках можно найти необходимую
информацию для выполнения задания;
находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций;
 выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблем

6

Календарно – тематическое планирование 2 класс - 34 часа
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема

Дата
Примечание
План
Факт

1.Родной очаг
Введение в предмет. Имя
2 неделя
сентября
Семья
3 неделя
сентября
Семья
4 неделя
сентября
Род
5 неделя
сентября
Дом
1 неделя
октября
Дом
2 неделя
октября
Деревня
3 неделя
октября
Город
4 неделя
октября
Обобщающий урок
2 неделя
«Родной очаг»
ноября
2.Родные просторы
Путь-дорога
3 неделя
ноября
Путь-дорога
4 неделя
ноября
Горы
1 неделя
декабря
Река
2 неделя
декабря
Река
3 неделя
декабря
Море-океан
4 неделя
декабря
Реки и озёра Среднего Урала
2 неделя
января
Родники
3 неделя
января
Обобщающий урок «Родные
4 неделя
просторы»
января
3.Уральские мастера
7

Удивительные вещи
19
20

Братья меньшие
Ткачихи - рукодельницы

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Ткачихи - рукодельницы
Мастера - плотники
Кузнецы - умельцы
Ярмарка

1
неделя
февраля
3
неделя
февраля
4
неделя
февраля
1 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта
4 неделя
марта
1 неделя
апреля

Обобщающий урок. «Труд
земной»
4.Труд души
Слово
2 неделя
апреля
Сказка
3 неделя
апреля
Песня
4 неделя
апреля
Праздник
1 неделя
мая
Книга
2 неделя
мая
Икона
3неделя
мая
Храм
4 неделя
мая
Обобщающий урок «Труд души»
4 неделя
мая

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».