1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА АСТРОНОМИИ 10 КЛАССА
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя —
ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и
способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) —
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к
русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому
обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни; признание не отчуждаемости основных прав и
свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места
в поликультурном мире; готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в
принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
2
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное
сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного
сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в
поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей
и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия),
компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе,
художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая
культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира,
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков
разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред
экологии; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта;
в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических
отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей
собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду
и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию,
включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
3
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены
тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели
ресурсы;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность
расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так
и в отношении действий и суждений другого;
анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть
учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением;
управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
4
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать и предотвращать конфликты до их активной фазы;
координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия
(или сочетания реального и виртуального);
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности
как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в
адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по
темам.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Предметные результаты освоения темы позволяют:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой
и математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа
работы телескопа.
Практические основы астрономии
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс,
угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры —
по угловым размерам и расстоянию;
5
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении
тел Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
Предметные результаты изучения темы позволяют:
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники,
планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять
причины их возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих
планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и
колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят
при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Солнце и звезды
Предметные результаты освоения темы позволяют:
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
6
называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной
стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Предметные результаты изучения темы позволяют:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Предметные результаты позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии
проблемы существования жизни во Вселенной.
Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся
признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются
в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Одним
из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе
является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
которая имеет следующие особенности:
7
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их
личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна
быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной
области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на
создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована
таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со
значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного
рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной
деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,
умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки
индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах
деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков,
реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник
получит представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т.
п.);
о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и
реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и
т. п.).
Ученик получит возможность:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
(межпредметные задачи);
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
8
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые
для достижения поставленной цели; • находить различные источники материальных
и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения результатов.
9
2. Содержание учебного курса
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их
видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и
Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые
полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд.
Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира
галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной
космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная
А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения
в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.
10
3. Календарно-тематическое планирование
(34 часов, 1 час в неделю)
Примечания
№
уро
ка
Дата
Наименование разделов и тем
План/
недели
1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)
1
2
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы
Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы
и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
1
2
2. Практические основы астрономии (5 ч)
3
4
5
6
7
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы.
Видимое движение звезд на различных географических широтах.
Кульминация светил.
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии»
3
4
5
6
7
3. Строение Солнечной системы (7 ч)
8
9
10
11
12
13
14
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая
система мира. Становление гелиоцентрической системы мира
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс
Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел
Движение искусственных спутников Земли и космических
аппаратов в Солнечной системе.
Контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы»
8
9
10
11
12
13
14
4. Природа тел Солнечной системы (8 ч)
21
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее
происхождение. Земля и Луна — двойная планета.
Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые
полеты на Луну.
Планеты земной группы.
Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеоры, болиды и метеориты.
Решение задач по теме «Природа тел Солнечной системы»
22
Контрольная работа №3 «Природа тел Солнечной системы»
15
16
17
18
19
20
15
16
17
18
19
20
21
22
5. Солнце и звезды (6 ч)
23
24
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.
Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность
и ее влияние на Землю.
Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до
звезд.
11
23
24
факт
25
26
27
28
Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Диаграмма «спектр — светимость».
Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Контрольная работа №4 «Солнце и звезды»
25
26
27
28
6. Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
29
30
31
32
33
34
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения
Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие
мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.
Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
29
30
31
32
33
7. Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Поиски жизни на
планетах Солнечной системы. Современные возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями.
Итого
34
Кол-во контрольных работ
4
12
34