Рабочая программа по литературе на родном языке (русском) 7 класс

«Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2
РАССМОТРЕНО
на заседании
ШМО учителей гуманит.цикла.
Руководитель ШМО
Подпись________/Н.Н.Морозова
Протокол № 6
от «30» июня 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Е.П.Фалалеева
«02» июля 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_______________
И.С.Паньшина
Приказ №69/1-Д
от 05 июля 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
7 КЛАСС
ФГОС ООО
НА

2021 - 2022

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ:
КЛАСС

УЧЕБНЫЙ ГОД

литература на родном языке (русском)

7 класс

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

0,5 ч.;

всего за год

17 ч.

УЧИТЕЛЬ Никанова Людмила Сергеевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Программа по литературе для

общеобразовательных учреждений 5-11, 2016.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Родная русская литература (5-9) под ред. Александрова
О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина
Р.Ф.

с. Кайгородское
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе:
Ученик научится
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
народа;
- осознанию российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к
Отечеству, прошлому и настоящему
России; осознанию своей этнической
принадлежности
- формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- соблюдению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном
единстве и разнообразии
Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе
Ученик научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность под руководством учителя;
- владеть всеми видами речевой деятельности:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения речевого высказывания
Ученик получит возможность научиться
- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации
Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе
Ученик научится
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой
Ученик получит возможность научиться

- владению общими приемами решения проблемных ситуаций
- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить
для этого эффективные приемы
Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 7
классе
Ученик научится
- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку
зрения;
задавать вопросы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
-формулировать, аргументировать и корректно отстаивать своё мнение;
Ученик получит возможность научиться
- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее
содержания, языкового оформления
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной направленности
в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета
Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе
Ученик научится:
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- владеть навыками характеристики героев-персонажей, давать оценку их поступкам;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоот-ношений с «читателем» как адресатом произведения;
Ученик получит возможность научиться:
- -осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры
3

- способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этно-культурные традиции

4

2.

Содержание учебного предмета

1. Введение (1 ч)
Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение
художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в
формировании личности человека.
2. Устное народное творчество (1 ч)
Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,
«Святогор- богатырь»
3. Из литературы XVIII века (1)
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Отражение пороков
человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном».
Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
4. Из литературы XIX века (2 ч)
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте. Основные темы,
мотивы стихотворения «Москва», «К Пушкину»
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой
ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
5. Из литературы XX века (12 ч)
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном —
с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о
великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии
космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс
«Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья
Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах
произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест,
истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи
про Иван Палы-ча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения:
красота внутренняя и внешняя.
Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на
вопросы нравственности.

5

3.
№
п/п
1

2

3

4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тематическое планирование
Тема урока

Дата проведения
план
факт

Введение (1 ч.)
Введение. Роль родного слова в формировании 1 неделя
личности человека.
Устное народное творчество (1 ч.)
Устное народное творчество. Представление о
2 неделя
героизме русского народа в былинах «Добрыня и змей»,
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогорбогатырь».
Из литературы XVIII века (1 час)
И.И.Дмитриев. Отражение человеческих пороков в
3 неделя
баснях И.Дмитриева «Два веера», «Нищий и собака»,
«Три льва», «Отец с сыном».
Из литературы XIX века (2 часа)
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе,
4 неделя
патриоте. Темы и мотивы стихотворений «Москва», «К
Пушкину».
В.М Гаршин. Проблема героизма и подвига в
5 неделя
рассказе «Сигнал».
Из литературы XX века ( 11 часов + 1 рр)
А.Т.Аверченко. Юмор в рассказе «Специалист».
6 неделя
Тонкий юмор и грустный смех писателя.
Ю.М. Нагибин «Маленькие рассказы о большой
7 неделя
судьбе» (глава «Юрина война»).
В.О.Богомолов. Будни войны в рассказе «Рейс
8 неделя
«Ласточки».
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия 9 неделя
матери, потерявшей ребенка.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ – притча «Семья
10 неделя
Пешеходовых». Тема памяти и связи поколений.
В.Н.Крупин. «Женя Касаткин». Тема детского
11 неделя
страдания в рассказе.
Р/Р Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской 12 неделя
литературе". Подготовка к написанию.
С.А.Баруздин. Истинные ценности в произведении
13 неделя
«Тринадцать лет».
А.В. Масс. Тема детства в рассказе «Расскажи про
14 неделя
Иван Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на
15 неделя
озеро». Истинная красота в рассказе.
16 неделя
Контрольная работа
Е.А.Евтушенко. «Картинка детства». Уроки
17 неделя
нравственности в произведении.
ИТОГО:
17 ч.
К.р
1

6

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».